Фото: РИА Новости. Максим Богодвид
10/11/2016

Доработать проект

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ отправило на доработку проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань, чтобы перепроверить стоимость и источники финансирования.

Как выяснил «Коммерсант«, правительство РФ отправило на доработку финансовую и организационно-правовую модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, поскольку считает проект недоработанным.

По данным издания, при доработке следует «предусмотреть сценарность» моделей, в том числе вариант с фиксированным размером платы перевозчика за инфраструктуру с учетом доходности акционерного капитала, с фиксированным размером субсидий и платежей в счет гарантии минимальной доходности концессионера и обязательствами акционера по обеспечению валютного риска в полном объеме при привлечении валютных кредитов.

Иными словами, речь идет о том, чтобы сократить риски государства в проекте. Также правительство предлагает оценить реалистичность предлагаемых условий финансирования с привлечением банковского сообщества, заново пересчитать пассажиропоток с привлечением экспертов, дополнительно проработать механизм концессии так, чтобы предусмотреть возможность ограничить платеж концессионеру со стороны РФ с целью повышения эффективности его деятельности, а также представить все подтверждения источников финансирования.

ВСМ Москва-Казань протяженностью 770 км планируют проложить по территории 7 регионов РФ, в которых проживает более 25 млн человек. За 3,5 часа пути от Москвы до Казани предусмотрены 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани.

После актуализации проекта окончательную модель ВСМ, разбитую на два участка (Москва-Нижний Новгород и Нижний Новгород-Казань), РЖД обещали представить в следующем году. К этому времени должно быть подписано соглашение между правительствами России и Китая, который обещает участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании проекта ВСМ.

Так, консорциум «Шелковый путь» планирует дать 52 млрд рублей и $1 млрд взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank прокредитовать проект на 400 млрд рублей.

Проект решили реализовать по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессии, где концедент — Россия, а концессионер – специальная проектная компания СПК (консорциум, лидером которого является дочерняя структура РЖД «Скоростные магистрали», а акционером — КНР).

Новую финансовую модель проекта, которую оценили в 1 трлн 18 млрд рублей (плюс 20,9 млрд рублей на проектирование), РЖД вынудила сформировать возникшая проблема с бюджетным финансированием. Именно за счет китайских средств монополия планировала заместить часть необходимого финансирования.

Проектировщиком магистрали был выбран российско-китайский консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group.

Решающим фактором в пользу партнеров из Китая при строительстве ВСМ президент РФ Владимир Путин называл отсутствие доступа к европейскому финансированию.

Вместе с тем, на участие в проекте, вернее, лишь на второй участок ВСМ, претендует также консорциум ряда крупнейших компаний и банков Германии «Немецкая инициатива» (Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn, Strabag и другие). Они, как и китайцы, предлагают поучаствовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании проекта. В частности речь идет о готовности предоставить более 2 млрд евро в рамках покрытий экспортным кредитным агентством Euler Hermes, войти в капитал концессионера, обеспечить трансфер технологий и локализацию производства подвижного состава.

Вопросы финансирования участия в проекте в частности понимались в конце сентября в ходе встреч министра экономического развития Алексея Улюкаева с вице-канцлером ФРГ, министром экономики и энергетики ФРГ Зигмаром Габриэлем.

К этому времени уже был практически завершен проект ВСМ на участке Москва — Нижний Новгород. И, как сообщал начальник Горьковской железной дороги (ГЖД, филиал ОАО «РЖД») Анатолий Лесун, в ближайшее время проект должен был быть сдан на Госэкспертизу. «После прохождения этой экспертизы, безусловно, будет определена окончательная стоимость», — отметил Лесун.

Кроме того, по его словам, до конца 2016 года должно завершиться проектирование участка ВСМ от Нижнего Новгорода до Казани с последующим прохождением госэкспертизы.

Однако согласование общего проекта задерживается. В том числе РЖД и совет потребителей их услуг (функционирует при правительственной комиссии по транспорту, возглавляемой вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем) дискутируют по поводу идеи строительства дополнительных путей на участке между Курским вокзалом и станцией Каланчевская вблизи площади трех вокзалов в рамках проекта ВСМ.

Предложения по созданию проектов развития транспортно-пересадочных узлов высокоскоростной ж/д магистрали должна разработать международная консалтинговая компания Cushman & Wakefield. Компания выиграла соответствующий открытый конкурс, который проводило ОАО «Скоростные магистрали». Цена контракта «с учетом всех возможных расходов участника» составила более 16 млн рублей.

Строительство ВСМ Москва-Казань входит в число инвестпроектов, финансируемых государством. Для финансирования проектных работ по высокоскоростной магистрали РЖД рассчитывают на 4,6 млрд рублей государственных средств в 2017 году. Вместе с тем, как следует из проекта бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, в ближайшие три года суммы, вносимые в уставный капитал РЖД на реализацию этих проектов, будут ниже, чем в 2015-2016 годах и ниже, чем запланированные ранее.

По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, именно проблемы с бюджетом заставляют правительство закладывать дополнительные инструменты снижения суверенных рисков, в связи с чем и возникло желание доработать модель до выбора партнера по проекту.

Иванкин считает, что главный риск — это объем пассажиропотока, на который в том числе влияет стоимость билета. Кроме того, есть проблемы с проектом прохождения трассы ВСМ по территории Москвы.

Обозреватель  Анастасия Николаева

Источник: Интерфакс
http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=781423