18/02/2017

Эффективен? Закроем, чтобы не выделялся.

Новороссийский вагоноремонтный завод: вчера, сегодня. Завтра нет!

26 декабря 2015 года

На предприятии практически полностью перешли на отечественные механизмы, материалы и комплектующие для ремонта и восстановления вагонов. По многим позициям они превосходят зарубежные аналоги. В этом во время посещения завода убедился глава Новороссийска Владимир Синяговский. Как рассказал директор предприятия Владимир Шелегацкий, руководство акционерного общества активно ищет сейчас новые возможности расширения производства. До недавнего времени Новороссийский завод занимался только ремонтом купейных вагонов и вагонов-ресторанов, в ноябре из его цехов вышли четыре первых обновлённых грузовых вагона – это платформы для перевозки контейнеров и зерновозы. Руководство предприятия планирует заключить на будущий год договора на обслуживание двух тысяч грузовых вагонов. Уже получены коммерческие предложения от ООО «Рускон», АО НПК, АО ПГК, «РегионТрансСервис», «Русагротранс», «ГарантРейлСервис». Интерес этих компаний к новой услуге Новороссийского вагоноремонтного завода закономерен, предприятие находится в центре логистической развязки. Пришедшие с грузами в морской порт составы могут быть на месте качественно обслужены в течение 2-3 дней и отправлены дальше по назначению. Таким образом, экономится время и повышается эффективность использования подвижного железнодорожного состава. Как отметил глава города-героя Владимир Синяговский, вагоноремонтный завод одно из немногих предприятий, которое несмотря на все социально-экономические перемены сумело сохранить специализацию своего производства и профессиональный коллектив. Сейчас здесь трудится 750 человек, есть много династий, в которых профессия передаётся от отца к сыну уже на протяжение нескольких поколений. Заработная плата работников в зависимости от квалификации от 20 до 90 тысяч рублей. Есть возможность обучения, повышения квалификации и профессионального роста. Поэтому сюда с удовольствием идут молодые специалисты. Например, Алексею Колесникову, исполняющему обязанности главного инженера 26 лет. Ему нравится, что на производстве постоянно идёт совершенствование технологий. Традиционно завод производит ремонт купейных вагонов. Алексей Колесников рассказал, многие составляющие: обшивку, перегородки, двери, и т.д. производят в цехах предприятия, а вот сложное оборудование закупают у отечественных производителей. Например, кондиционеры и подъёмники для инвалидов в Санкт-Петербурге, биотуалеты замкнутого цикла и электрооборудование в Твери. В результате от 30-летних германских вагонов остаётся только основа, благодаря российским комплектующим они превращаются в современное средство передвижения повышенного комфорта. Первый руководитель города Владимир Синяговский отметил особую значимость для муниципального образования успешного существования и дальнейшего роста производства Новороссийского вагоноремонтного завода. На уровне краевой власти муниципалитет намерен поддерживать и продвигать проекты предприятия.

30 января 2016 года

О перспективах развития НВРЗ  рассказал «Новороссийскому рабочему» его директор Владимир Шелегацкий.

— Два года назад НВРЗ вошел в крупную компанию АО «Вагонреммаш», под крылом которого еще два подобных завода — в Воронеже и Тамбове. Во многом благодаря этому мы разработали дорожную карту развития нашего предприятия. В прошлом году капитально отремонтировали 274 вагона. На этот год запланирован ремонт 209 вагонов. Реконструкция заказчикам выгодна тем, что новый пассажирский вагон стоит порядка 40 млн рублей, а модернизация вагона обходится в 25 млн, при этом на выходе получается практически новое изделие.

По словам Владимира Александровича, совсем недавно к ним приезжал глава города Владимир Синяговский, который шутя поинтересовался: «Вы еще живы?». Вник в проблемы и перспективы развития завода. А планов у НВРЗ громадье. Главе города рассказали, что на базе завода планируется освоить ремонт троллейбусов. При этом в ремонте использовать только отечественные комплектующие. Допустим, новый троллейбус стоит 10 млн рублей, а здесь могут отремонтировать его за 5 млн рублей, оборудовав машину подъемниками для инвалидов, системой ГЛОНАСС, кондиционерами и другим высокотехнологическим оборудованием. Мало того, это очень выгодно бюджету, так как деньги останутся в городе, а главное — появятся новые рабочие места для горожан.

Но самый масштабный проект, с которым руководство завода вышло на губернатора края Вениамина Кондратьева — строительство с нуля рефконтейнеров.

— В стране никто не производит рефрижераторные контейнеры, все закупается в Японии и Китае. Мы же хотим занять эту нишу. Тем более что Кубань смело можно назвать житницей России, — подчеркнул директор. — В логистическом и экономическом плане контейнеры-рефрижераторы — самые выгодные. Ведь загрузку и выгрузку продукции можно осуществлять от «двери до двери». В будущее мы смотрим с большим оптимизмом.

14 ноября 2016 года

Тревожные звонки наших читателей, сообщающих о закрытии Новороссийского вагоноремонтного завода и ликвидации железнодорожной больницы, заставили корреспондента «Новороссийского Рабочего» отправиться на поиски истины.

«Новороссийский рабочий» в начале этого года писал об успешной работе НВРЗ, которому в будущем году предстоит отпраздновать 125-летие. Корреспонденту рассказали тогда, что завод теперь входит в крупную компанию АО «Вагонреммаш», разработана дорожная карта развития предприятия. Тогда на НВРЗ трудились 750 человек, и за этот год планировалось отремонтировать более 200 вагонов. Руководство строило планы расширения производства. В том числе рассматривалась возможность организации ремонта на выгодных городу условиях троллейбусов, строительство с нуля рефконтейнеров. И вдруг тревожные новости о, казалось бы, стабильно работающем предприятии взбудоражили город.

— На 2017 год объемов работ нам не дают. Поэтому, если ничего не изменится до конца года, производство остановится, будет сокращен штат. Останется лишь имущественный комплекс и небольшой коллектив, — сообщил начальник отдела по управлению персоналом НВРЗ Михаил Забейворота.

По словам Михаила Юрьевича, наш завод — самый маленький из трех, входящих в АО «Вагонреммаш». Поэтому из-за сократившихся объемов ремонтных работ на 2017 год было принято решение остановить производство именно на НВРЗ. Среди возможных причин сокращения объемов ремонтных работ собеседник назвал положение экономики и прогнозы на падение пассажиропотока.

По словам Забейворота, если не случится чуда, то к концу года среди 300-370 уволенных по сокращению штата окажутся представители рабочих профессий: электросварщики, электрики, слесари-ремонтники подвижного состава и другие.

— Мы все в растерянности. Завод работал с прибылью — и вдруг… Мы написали и Президенту, и губернатору, — не скрывает тяжелых чувств Михаил Юрьевич.

Между тем в городском Центре занятости населения успокоили: представители рабочих профессий на улице не останутся. Специалист Центра Ольга Козырева сообщила, что у них в базе более трех тысяч вакансий. Много предложений, например, для слесарей. По ее словам, если будет необходимость, соискатели смогут пройти переобучение. Пусть не сразу, но все найдут себе применение на рынке труда.

Однако те, кто отдал предприятию по  20-25 лет, будут сильно выбиты из колеи. А тут еще слухи о том, что не будет работать железнодорожная больница. Меж тем, по информации управления здравоохранения, медицинское учреждение ожидает только реструктуризация.

— Спектр оказания медицинской помощи, в том числе специализированной, будет расширен. Оказываться она будет как за счет средств ОМС, так и на платной основе, — заверила пресс-секретарь управления Елена Кавлакас, добавив, что скоро в больнице сменится руководство.

13 янвваря 2017 год

«Обеспечивавший основной объем прибыли филиал компании закрыт с 1 января 2017 года и может быть продан «Транснефти».
Активы Новороссийского вагоноремонтного завода, располагающегося в припортовой зоне, может приобрести «Транснефть». Деятельность предприятия, 150-миллионная прибыль которого в 2015 году покрыла убытки двух других филиалов ВРМ, прекращена по решению акционеров. Среди потенциальных покупателей «Транснефть», по оценке экспертов, является наиболее вероятным кандидатом. Власти города обещают помочь потерявшим работу сотрудникам с трудоустройством.
Новороссийский вагоноремонтный завод (НВРЗ) с 1 января прекратил свою производственную деятельность. По данным источника, интерес к активам предприятия проявило ПАО «Транснефть», представители которого в настоящее время якобы ведут переговоры с АО «Вагонреммаш» (ВРМ) о приобретении недвижимого имущества одного из трех филиалов компании, в частности земельного участка площадью около 23 га в районе Новороссийского морского торгового порта. В пресс-службе «Транснефти» сообщили, что сведениями о готовящейся сделке с активами ВРМ не располагают. Руководство ВРМ вчера ситуацию с НВРМ прокомментировать не смогло.
Как рассказал директор НВРЗ Владимир Шелегацкий, решение о прекращении деятельности предприятия было принято в октябре прошлого года акционерами головной компании, в состав которой входят три филиала: Воронежский, Новороссийский и Тамбовский вагоноремонтные заводы, в связи с сокращением общего объема заказов на ремонтные услуги со стороны АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — дочернее предприятие ОАО «РЖД». «Максимальная загрузка у НВРЗ была в 2015 году, когда объем продаж составил 1,7 млрд руб., а прибыль — 130 млн руб. В тот год было отремонтировано 250 вагонов, за 2016 год мы отремонтировали 172 вагона с объемом продаж 1,1 млрд руб. Показатели прибыли в прошлом году ухудшились в связи с тем, что после решения о прекращении работы завода и сокращении штата мы начали осуществлять положенные по трудовому законодательству выплаты»,— рассказал господин Шелегацкий. По его словам, из трех филиалов лишь новороссийский завод в 2015 году был загружен на полную мощность — предприятия в Воронеже и Тамбове работали в режиме четырехдневной рабочей недели.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», максимальный объем выручки ВРМ в период с 2011-го по 2015 год наблюдался в 2012-м и 2013 годах — около 9,6 млрд руб., а в последующие годы она сократилась до 8,4 млрд руб. в 2014 году и 8,04 млрд руб. в 2015-м. Убыточным за этот же период времени был лишь 2014 год, когда компания потеряла 115,5 млн руб. В остальное время положительный результат варьировался от 5 млн руб. в 2015 году до 271,8 млн руб. в 2013-м.

По оценке руководителя НВРЗ Владимира Шелегацкого, снижение объемов заказов на предприятия ВРМ связано с уменьшением объемов пассажирских железнодорожных перевозок в течение 2013—2015 годов по России в целом, а также с тем, что с 2014 года ФПК прекратила осуществлять перевозки по территории Украины. Пресс-служба РЖД не смогла прокомментировать ситуацию с текущим объемом заказов на оказание услуг по текущему и капитальному ремонту подвижного состава. По итогам 2016 года объем пассажирских перевозок увеличился на 1,6% — до 1,37 млрд человек.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов высказал мнение, что потенциально активы, подобные НВРЗ, могли быть интересны разным категориям инвесторов, включая частные железнодорожные и машиностроительные компании. «Вариант продажи недвижимого имущества предприятия с целью организации на этом месте какой-либо другой деятельности также не исключен»,— считает эксперт. По оценке аналитика ИК «Велес капитал» Игоря Арнаутова, такой актив, как НВРЗ, потенциальному инвестору может быть интересен исключительно с точки зрения использования территории и инфраструктуры. «В этом плане „Транснефть“ в качестве потенциального покупателя выглядит вполне реальным кандидатом. Она через Novoport Holding совместно с группой „Сумма” уже владеет 50,1% акций НМТП и может быть заинтересована в создании нефтехранилищ на территории завода, особенно с учетом наличия подъездной инфраструктуры»,— отмечает господин Арнаутов и напоминает, что в феврале 2016 года «Транснефть» уже приобрела 50% Новороссийского мазутного терминала. 
На то, что возможному инвестору закрывшееся предприятие может быть интересно исключительно как территория, расположенная вблизи Новороссийского морского торгового порта, обращает внимание и председатель первичной профсоюзной организации НВРЗ Ирина Нарижная. «Заводские корпуса уже достаточно старые, для модернизации или перепрофилирования с началом какой-либо иной производственной деятельности нужны значительные инвестиции, а главная ценность — это подъездные пути к порту»,— рассказала госпожа Нарижная. В пресс-службе администрации Новороссийска сообщили, что в прошлом году в целях сохранения предприятия обращались к руководству ОАО «РЖД» с просьбой поддержать предприятие предоставлением заказов, однако получили ответ, что сокращение закупок ремонтных услуг произошло по объективным причинам. Также, по словам представителя городской администрации, власти города через центр занятости стараются оказывать поддержку уволенным сотрудникам с трудоустройством. Общая численность уволенного в конце декабря производственного персонала, по словам председателя профсоюза Ирины Нарижной, составила более 300 человек, еще 135 были уволены в июне, в настоящее время хозяйственную деятельность предприятия обеспечивают чуть более 100 человек административного и инженерно-технического персонала. Всего в результате прекращения работы предприятия свои места потеряют около 600 человек, с учетом членов семей постоянного дохода лишатся более тысячи новороссийцев.

Конечно, проще закрыть эффективный завод, распродать его, уволить высококвалифицированный персонал, чем загружать его или способствовать его диверсификации. При этом руководство самого центрального аппарата разрастается темпами, не соответствующими изменению объемов перевозок. Вопрос ценности земельного участка перевешивает вопросы эффективности производства и сохранения квалифицированного персонала.

По материалам газет: «Новоросийский рабочий», «Коммерсант Кубань»