Фото: ТАСС/Владимир Зинин
28/10/2016

Экспортеры не хотят покрывать дефицит бюджета РЖД

Российские компании-экспортеры хотят, чтобы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) отменило экспортную надбавку на железнодорожные перевозки в 2017 году. По мнению металлургов, угольщиков и производителей удобрений, железнодорожная монополия решает проблемы с дефицитом бюджета за их счет.
В настоящее время РЖД прорабатывает вопрос по реализации мер тарифного регулирования, за счет которых предполагается компенсировать 80 млрд рублей из общей суммы прогнозируемого убытка на 2017 год в размере 142,4 млрд рублей, следует из письма главы РЖД Олега Белозерова руководителю ФАС Игорю Артемьеву (есть в распоряжении «Известий»).
За первое полугодие 2016 года объем экспортных перевозок железнодорожным транспортом составил 212,6 млн т, что в общем объеме перевозок составляет 32,9%. Сумма провозных платежей составила 197,2 млрд рублей (41,9% всех доходных поступлений РЖД от перевозок грузов), отмечается в письме.
Минэкономразвития включило в планпроведение оценки фактическоговоздействия закона о торговле
В январе 2015 года правительство разрешило РЖД устанавливать экспортную надбавку на срок не более двух лет для финансирования расшивки узких мест и повышения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, напомнил «Известиям» представитель компании «Русал». Однако, по его мнению, полученные деньги РЖД использовала на покрытие дефицита бюджета — таким образом, мера была направлена на повышение доходности РЖД за счет экспортеров.
Собранные от надбавки деньги были потрачены без вложений в инфраструктуру, поэтому продлевать их не имеет смысла, говорит источник «Известий» в угольной отрасли. По его мнению, РЖД не может сэкономить и ищет варианты пополнения бюджета. Минэкономразвития уже согласовало с правительством, что индексация составит всего 4% в 2017 году. При этом параллельно идут разговоры о пересмотре тарифа, экспортных надбавках и точечных изменениях. Если всё сложить, то получается, что рост железнодорожного тарифа с учетом вагонной составляющей с 2015 года составляет около 40%.
— Реализация предложений РЖД негативно скажется на внешнеэкономической деятельности металлургов, которые в настоящее время испытывают беспрецедентное давление. Общий рост железнодорожного тарифа в 2015–2016 годах уже составил 19,9% за счет индексации. С учетом роста вагонной составляющей итоговое повышение железнодорожного тарифа, таким образом, всего за два года составило 37,9% на фоне продолжающегося мирового кризиса в базовых отраслях промышленности, — сообщил «Известиям» представитель партнерства «Русская сталь», объединяющего крупнейших сталеваров страны.
Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) в октябре уже направила премьер-министру Дмитрию Медведеву консолидированную позицию отрасли. По мнению РАПУ, если ситуацию с тарифами на железнодорожные перевозки не исправить, конкурентоспособность российских производителей удобрений на зарубежных рынках будет утрачена.
— Доля железнодорожной транспортной составляющей в цене удобрений в результате действия повышающего коэффициента к тарифам на экспортные железнодорожные перевозки (13,4%) с января 2015 года по сентябрь 2016 года подскочила в 2–3 раза и уже достигает по многим направлениям 20–40% в цене продукции, — сообщили в РАПУ.
В РЖД согласны отменить надбавку для экспортеров при условии индексации тарифа для всех грузоотправителей на 2,8%, рассказали «Известиям» в Минэкономразвития. При этом само ведомство выступает против данного решения, так как в этом случае экспортная надбавка будет переложена на все перевозки, в том числе и на внутригосударственные.
Крупнейшие компании-грузоотправители на заседании совета по вопросам деятельности РЖД в начале октября поддержали общую индексацию тарифов без скрытых и дополнительных надбавок, пишет ТАСС.
РЖД планирует сохранить в 2017 году право применения надбавок и скидок к базовому тарифу (максимальный уровень такой надбавки составляет 13,4%, скидки — 25%). Госмонополия получила такое право в 2013 году и сразу же установила надбавку в 13,4% на экспорт нефти, нефтепродуктов и дизельного топлива. С 2015 года из-за девальвации рубля и роста экспорта была введена надбавка для остальных экспортеров. Позднее для угольщиков и металлургов ее отменили при условии сохранения объемов перевозимых грузов. Однако в начале октября 2016 года в РЖД решили вернуть надбавку для угольщиков — с 23 октября им придется снова ее оплачивать.
Применение права по изменению тарифов в рамках тарифного коридора, в том числе за счет повышающих коэффициентов на перевозку грузов на экспорт, позволило получить в 2014 году дополнительно 7,1 млрд рублей, в 2015-м — 23,4 млрд рублей. Средства были направлены на обеспечение сбалансированности текущей деятельности компании, сообщил «Известиям» представитель РЖД.
— В настоящее время РЖД активно реализует свое право по самостоятельному изменению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов, установленных федеральными органами исполнительной власти. Тарифный коридор как механизм реализации гибкой тарифной политики на железнодорожном транспорте служит задаче привлечения дополнительных объемов грузов на железнодорожный транспорт и повышения эффективности работы холдинга, — сообщил представитель РЖД.
Грузовые тарифы росли достаточно динамично: в 2015 году — на 10%, в 2016 году — еще на 9%. Сейчас правительство обсуждает возможность повышения тарифа на 4% в 2017 году. Решение по индексации тарифов вступает в силу после выхода приказа Федеральной антимонопольной службы как главного регулятора.
По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, экспортная надбавка действует до конца января 2017 года и, скорее всего, РЖД предпримет все возможные усилия для ее продления.
— Данное решение принимается правлением РЖД с уведомлением регулятора. Эта надбавка влияет на всех экспортеров. При нестабильности международных рынков рост тарифа может привести к сокращению экспортных отгрузок с использованием железной дороги, — отметил Иванкин.
По его словам, средства, полученные от экспортной надбавки, РЖД в нарушение установленного регламента направляла на текущие нужды. Хотя в соответствии с регламентом этот источник должен финансировать работы по расшивке узких мест инфраструктуры, сообщил эксперт.
— К сожалению, не у всех предприятий есть возможность уйти с железной дороги. Это вынуждает их обращаться за скидками или просто искать компромисс с железнодорожниками. Грузовладельцы не имеют возможности использовать все необходимые инструменты для отстаивания своих интересов, если они задействуют эти инструменты сегодня, завтра РЖД не согласует новые заявки, — отметил Иванкин.
Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева считает, что рост тарифа повлияет на тяжелую промышленность, в первую очередь на металлургию, угледобывающую отрасль и нефтеперерабатывающую, частично на сельхозпроизводителей.
— Соответственно, производители будут закладывать рост тарифов в отпускную цену, а значит, она вырастет. Таким образом, отечественные товары будут терять привлекательность на внешних рынках из-за удорожания. Это — удар по конкурентоспособности. В итоге мы можем получить снижение экспорта в целом, — резюмировала эксперт.
Источник: газета «Известия»
http://izvestia.ru/news/639689