28/02/2017

Где в декабре протоколы, там в феврале реальные «хотелки»

В день всех влюбленных (14 февраля 2017 года) РЖД призналось в любви своим клиентам — и попросило у ФАС России доиндексацию. Причем, растянутую не на один год. Клиенты должны сказать спасибо.

Российские железные дороги в соответствии с пунктом 8 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2016 года не упустили возможность поскрести по сусекам у грузовладельцев и обратились к соисполнителю по данному пункту — ФАС России с предложением восстановить доходную базу монополии. Вот тут и начинается самое интересное — наперстки. В материалах к совещанию 2 декабря 2016 г. были приведены цифры: рост доходной ставки 3%, сокращение тарифной выручки на 91.7 млрд. руб.

А в письме Руководителю ФАС России Игорю Артемьеву президент РЖД Олег Белозёров приводит уточненные цифры: рост доходной ставки 2,7%, потери доходов составили 56 млрд. руб.

В соответствие с приведенными монополией данными, можно сделать вывод, что изменение доходной ставки на 0,3% ведет к изменению доходный базы на 35,7 млрд. руб. Следовательно, рост доходной ставки по грузовым перевозкам на 3% должен был обеспечить увеличение доходов ОАО «РЖД» на 357 млрд. руб. или более чем на 20% от общей выручки (или около 80% от годовой инвестиционной программы). Но из текста письма следует обратное.  Монополия, как всегда, не добрала.

Лукавством цифр от РЖД никого сегодня не удивишь. Но РЖД как государственная корпорация очень четко выполняет правительственные поручения. А пункт 8 гласит — внести предложения в срок до 1 марта т.г. Кто из государственных мужей откажется от лишних доходов, тем более когда доходная база не подкреплена грузовой?

НО РЖД ДЕЛАЕТ ПОДАРОК! Оно согласно подождать и растянуть удовольствие на долгосрочный период регулирования. Кроме того, оно предлагает поменять подходы к тарифному регулированию и учитывать в регулируемых тарифах объемы недополученной выручки по изменению уровня доходной ставки.

Единственный вопрос к грузовому сообществу, которое платило весь 2016 год проиндексированный на 9% железнодорожный тариф. ФАС России обещала Президенту Российской Федерации при таком уровне индексации эффективную ставку в размере 7,5%. Учитывая предложения ОАО «РЖД», грузовладельцам имеет смысл обратиться общим письмом в Правительство Российской Федерации с предложением о возмещении разницы между  фактически уплаченными деньгами по тарифу (проиндексированного на 9%) и обещанной эффективной ставкой в 7,5%. При этом, грузовладельцы, скорее всего также, как и монополия могут позволить себе возвращать эти средства в течении долгосрочного периода регулирования.

К сожалению, скорее всего и это раунд будет в пользу РЖД.

P.S. 1 февраля 2017 года после коллегии ФАС России Игорь Артемьев заявил корреспонденту газеты «Ведомости», что не видел данного письма, но он его не поддерживает. Да, видно «Почта России» по скоростям близка к РЖД.