13/07/2017

Год пассажира позади

2016 год был объявлен новым президентом ОАО «РЖД» годом Пассажира. По его итогам было принято решение о продлении года Пассажира и на 2017 год. Однако сотрудники пассажирского комплекса не смогли выдержать напряжения.

За текущие полгода количество браков в этом комплексе поражает своим количеством и низкой квалификацией персонала.

Столкновение пригородного и пассажирского поездов «лоб» в «лоб», сход пригородного поезда и его столкновение с скоростным поездом «Стриж».

Про такие браки мы слышали за рубежом, и даже в страшном сне представить себе мы не могли, что такое ЧП может произойти у нас, на российских железных дорогах.

Качество подготовки сотрудников пассажирского комплекса оставляет желать лучшего. Машинист и помощник машиниста пригородного поезда не справились с простой задачей — подтвердить свою бдительность. А уж что последовало за этим — просто детективная история.

И так, пригородный электропоезд следует по главному пути. Населенность поезда около 30 человек. Это важный фактор, так как именно отсутствие пассажиров в электропоезде позволило избежать человеческих жертв. При подходе к станции, машинист увидел, что его состав принимаю на боковой путь станции. Когда поезда стал «затягиваться» по стрелочным переводам на боковой путь, то автоматическая локомотивная сигнализация переключилась на режим, при котором требуется дополнительная проверка бдительности машиниста. Вот тут то что то пошло не так. Почему машинист во время не смог подтвердить свою бдительность в принципе не важно. Важно, что он допустил срабатывание системы автоматического экстренного торможения. Конечно, локомотивная бригада пригородного поезда была по возрасту молодой. У нее скорее всего не было такого богатого опыта, при котором можно резво оценить ситуацию и просчитать последствия. Поэтому локомотивная бригада выпустив весь воздух из системы сделала пригородный электропоезд на подъеме не управляемым снарядом. Различные манипуляции из обоих кабин не привели к решению задачи. При этом бригада не закрепила по всем правилам состав электропоезда. Итогом их работы стало непроизвольное бесконтрольное движение электропоезда в обратном направлении (то есть на встречу идущим поездам). Молодые ребята все таки успели предупредить дважды пассажиров. Первый раз, что необходимо перейти из хвостовых вагонов в голову состава. И перед самым столкновением, чтобы пассажиры сели и крепко держались. Столкновение со стоящим на красном сигнале светофора пассажирским поездом в такой ситуации было неизбежно. Увы.

Если в думаться в произошедшее, то получается, что к управлению пассажирскими поездами, в том числе и пригородными, допускаются люди, которые не имеют достаточного опыта и квалификации при возникновении не стандартных ситуаций. А ведь именно от их квалификации и зависит жизнь пассажиров. Может излишняя уверенность в информатизации процессов и развитии искусственного интеллекта остынет, когда будут разобраны все причинно следственные связи данного ЧП?

В эту канву также ложиться проблема перехода на управление поездами в одно лицо. Когда все идет штатно, то и одного машиниста достаточно. А если ситуация выходит за рамки оговоренных инструкций и регламентов достаточно ли одного человека в кабине машиниста поезда, да еще и пассажирского?

Год пассажира — это не только железная дорога для клиента, это еще и собственная проверка на возможность все делать правильно, и даже больше, чем правильно, это проверка на знания себя и техники. Это общая проверка на возможность оказывать качественные услуги пассажирам.