05/07/2018

IT бардак в РЖД

29 июня 2018 г. Председатель экспертного совета Института Павел Иванкин принял участие в работе круглого стола, проведенном в пресс-центре Издательского дома «Гудок» по теме «IT-продукты и решения для железнодорожной логистики. Оптимизация процесса грузоперевозок», на котором выступил с докладом.

В своем выступлении Павел Иванкин затронул влияние информационных технологий, применяемых в ОАО «РЖД», на организацию основной уставной деятельности – перевозочного процесса.

Сегодня автоматизация перевозочного процесса, в первую очередь в Центральной дирекции управления движением, осуществляется хаотично. Информационное поле управления перевозками представляет собой лоскутное одеяло из действующих прикладных систем.

На настоящий момент имеется несколько основных критических точек. Главной из них является доминирующее влияние ручного формирования нормативно-справочной информации в разных автоматизированных системах. ИТ-инфраструктура крайне слабо приспособлена к гибким изменениям структуры управления ОАО «РЖД» по ведению полигонных технологий, внедрению новых принципов логистики, аналитики процессов и показателей.

Автоматизированные системы имеют разных разработчиков, не имеют единых стандартов и требований к ним. Они не универсальны, слабо взаимодействуют по горизонтали и по вертикали.

Основной их проблемой является отсутствие  заинтересованности исполнителей в повышении прозрачности и повышения автоматизации. Исполнители на местах резонно полагают, что при дальнейшем развитии автоматизации их рабочие места могут быть сокращены, поэтому в их интересах как можно дольше  осуществлять ручной вод данных со ссылкой на невозможность действующих программ формировать такие отчеты самостоятельно. Такая позиция формируется и планами ОАО «РЖД» до 2025 г. по массовому сокращению персонала линейного уровня.

Высокая роль человеческого фактора позволяет манипулировать данными на различных уровнях. Это видно в отчетах о работе сети, которые ежедневно формируются Главным вычислительным центром. Следует обратить внимание, что действующие программы на всех уровнях (станция, Центр организации работы железнодорожных станций, Дирекция управления движения, Центральная дирекция управления движением) позволяют корректировать вносимую информацию, что в итоге приводит к фактическому искажению реальной отчетности.

Разработчики систем конкурируют между собой за выполнение одних и тех же задач. Например, есть два разработчика автоматизированной системы управления сортировочной станции. Разработчики осваивают бюджет ОАО «РЖД», при этом не заинтересованы в интеграции систем в общую систему отчетности как по горизонтали, так и вертикали. Зачастую они учитывают интересы исполнителей – сотрудников и работников станций и дорог, а не заказчиков – центрального аппарата РЖД.

До сих пор не введена в действие система ИСУЖТ (Интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом), которая планировалась к сетевому запуску уже в 2018 г., однако сроки ее ввода в который уже раз перенесены. В настоящий момент в работе только пилотный проект, который находится в процессе постоянных доработок и нестыковок.

Для создания реально действующей цифровой железной дороги необходимо предусмотреть разработку и описание процессинговых матричных каскадов, отразить в ней все процессы работы железнодорожного  транспорта, выбрать единую оптимальную информационную платформу, провести независимый аудит действующих систем с учетом утвержденного каскада информационной платформы, и только после этого перенастроить систему финансирования разработок, исключив из практики неэффективные проекты.

По оценке Института при активном внедрении эта работа продлится минимум до 2020–2022 года. На выходе же все пользователи, а это и РЖД, и грузовладельцы, и операторы, должны получить прозрачную систему, которую можно будет интегрировать с другими информационными системами и делать сквозной электронный документооборот и получать правильную и прозрачную статистику.

По итогам выступления Павла Иванкина развернулась дискуссия, в ходе которой главными оппонентами докладчика выступили представители Центральной дирекции управления движением: заместитель начальника Управления движения Руслан Киреев и заместитель начальника отдела информационных технологий и автоматизированных систем Роман Пермяков. В своих выступлениях они подчеркнули, что действующие автоматизированные системы являются рабочими, интегрированными между собой и на выходе предоставляющими абсолютно прозрачные и фактические отчетные данные. Хотя одновременно при этом они заметили, что программы требуют доработки для актуализации отчетных данных и более того, такая работа уже проводится и запланирована в дальнейшем.

Указанная дискуссия показала, что представители Центрального аппарата ОАО «РЖД» прекрасно знают о наличии слабых мест в своих действующих автоматизированных системах, но при этом придерживаются позиции, что это не является поводом для открытой дискуссия и является частной проблемой Компании.