Александр Щербак / ТАСС
Работа ОАО «РЖД» в первом полугодии 2016 года

«По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в июне 2016 года составила 101,3 млн. тонн, что на 4,2% больше, чем в июне 2015 года.

Грузооборот за июнь 2016 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,9% и составил 188,4 млрд. тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 1,6% и составил 241,2 млрд. тонно-км.

Погрузка за январь-июнь 2016 года, по оперативным данным, составила 599,5 млн. тонн, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Железными дорогами погружено:

  • каменного угля – 162,1 млн. тонн (+4,2% к январю-июню 2015 года);
  • кокса – 5,6 млн. тонн (+0,6%);
  • нефти и нефтепродуктов – 116,5 млн. тонн (-8,2%);
  • руды железной и марганцевой – 54,9 млн. тонн (+1,6%);
  • черных металлов – 35,6 млн. тонн (-1,7%);
  • лома черных металлов – 6,9 млн. тонн (-3,7%);
  • химических и минеральных удобрений – 26,3 млн. тонн (+3,6%);
  • цемента – 12,7 млн. тонн (-6%);
  • лесных грузов – 21,9 млн. тонн (+7,6%);
  • зерна – 8,4 млн. тонн (+7,4%);
  • строительных грузов – 68,8 млн. тонн (+20,9%);
  • руды цветной и серного сырья – 10,4 млн. тонн (+4%);
  • химикатов и соды – 12,7 млн. тонн (+2,2%);
  • промышленного сырья и формовочных материалов – 15,8 млн. тонн (-3,4%).

Грузооборот с начала 2016 года составил 1140,1 млрд. тарифных тонно-км (+1,5%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 1461,6 млрд. тонно-км (+1,2%).»

Источник: сайт ОАО «РЖД»
Анализируя представленные показатели работы ОАО «РЖД» за 6 месяцев 2016 года мы обратили внимание на один важный и ярко выраженный момент.

Появился тренд на серьезный разрыв между показателями «Погрузка» и «Грузооборот». Так, погрузка в июне 2016 года выросла на 4,2%, а грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии вырос лишь на 1,6% к июню 2015 года.

За 6 месяцев данный разрыв достиг максимального значения именно по итогам июня.

Погрузка Грузооборот
Январь

2,9

2,4

Февраль

2,9

5,4

Март

2,0

1,7

Апрель

1,6

1,9

Май

3,1

2,4

Июнь

4,2

1,6

Прирост по показателю «Погрузка» достиг максимального значения именно в июне (4,2%), прирост показателя «Грузооборот», наоборот, в июне минимален (1,6%).

На первый взгляд такая динамика свидетельствует о сокращении средней дальности перевозок. Однако структура грузопотоков не так сильно изменилась, а, следовательно, и средняя дальность не должна была претерпеть такого серьезно изменения.

Все дело в том, что ОАО «РЖД» нашло альтернативу такому инструменту как «логконтроль». Раньше ОАО «РЖД» принимало заявку на перевозку, но оставляло за собой право в конкретную дату отказать в приеме груза к перевозке, мотивируя это отсутствием пропускных и провозных способностей. При этом нормативно и документально такой отказ никак не оформлялся.

По нашей оценке ОАО «РЖД» теперь в более полном объеме принимает заявки, и стремится в более полном объеме принимать груз к перевозке. Но по факту оказывается, что груз находится на путях инфраструктуры общего пользования и не осуществляет движение. Можно сказать, что груз стоит «на колесах». В рамках сегодняшних договоров, предусматривающих, в том числе и продление сроков доставки, такая игра цифрами действительно возможна, но не может длиться бесконечно.

Таким образом, ОАО «РЖД» стало стимулировать прием груза к перевозке, причем очень часто со сдвижкой «влево» по срокам. То, что раньше начинало происходить в последние дни месяца, сейчас начинает проявляться уже после 15-го числа.

Подтверждением наших выводов может стать невыполнение плана погрузки в первой декаде июля. Если раньше серьезный провал плана по погрузке наблюдался только в первые два-три дня, то теперь он продлился на всю декаду. Как следствие, за первые 10 дней июля объем погрузки не превышает показателей 2015 года.

Правильность наших выводов мы проверим по итогам работы сети за полный июль 2016 года.