Фото: Руслан Шамуков/ИТАР-ТАСС
Совет рынка

Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров и Руководитель ФАС России Игорь Артемьев подписали Соглашение № 09-73/76 от 29 июня 2016 г. о сотрудничестве и взаимодействии в рамках создания Совета рынка.

Что следует ожидать рынку от создания новой организации? Каковы будут правила игры?

По нашей оценке, усиленный новыми полномочиями регулятор и новое руководство естественной монополии, хотят иметь новую, подконтрольную им общественную структуру на рынке. Кроме того, назначенный в декабре 2015 года руководитель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО Илья Южанов имеет «напряженные» отношения с руководством ФАС России.

Поручение создать в III квартале 2012 г. Совет рынка как саморегулируемую организацию в сфере услуг железнодорожного транспорта по аналогии с Советом рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью было дано Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным на совещании «Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности» 24 января 2012 г. Данное поручение, как мы все знаем, не было выполнено.

В связи с этим сегодняшнему Соглашению оценку давать пока сложно, ведь, несмотря на то, что процесс начал ускоряться, цели и задачи проекта до конца не ясны. ОАО «РЖД» и ФАС России параллельно начали активные консультации с одними и теми же крупными грузовладельцами по вопросу присоединения к проекту. Даже в этом видна несогласованность действий авторов инициативы, а также различные подходы к формированию бэк-офиса. При этом, внутри самих инициаторов имеются серьезные противоречия во мнениях по организации работы создаваемого института. За основу проекта ОАО «РЖД» и ФАС России взяли имеющуюся структуру на рынке электроэнергетики. Проведение такой аналогии приведет к возникновению значительных трудностей на этапе практической реализации. Технология работы рынка железнодорожных перевозок структурирована по другим принципам, отличным от принципов формирования рынка электроэнергии. Данные различия лежат как в плоскости технологии, так и модели рынка.

При таких различиях копирование моделей сорегулирования и саморегулирования должны реализовываться очень осторожно и взвешенно. У нас есть сегодня определённый опыт реформирования железнодорожного транспорта и рынка электроэнергии, который необходимо учесть при формировании новой структуры. Безоглядное, слепое копирование здесь неприменимо. Например, на рынке электроэнергии отсутствуют понятия «порожний пробег», «грузооборот с учетом пробега вагона в порожнем состоянии», «встречные порожние пробеги», «отстой подвижного состава на путях инфраструктуры общего пользования» (а ведь дальнейшее функционирование Совета рынка предусматривает создание и полноценное функционирование биржи вагонов).

Что же – понаблюдаем за развитием событий, так как рабочая группа, которая определит концепцию и структуру нового образования не укомплектована и не преступила к своей деятельности.