Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Гибкая тарифная политика для нефтянки

Как мы уже упоминали ранее (KR#07/1), по данным ОАО «РЖД» объем погрузки нефти и нефтепродуктов за первое полугодие 2016 года сократился на 8,2%.

При этом ОАО «РЖД» продолжает эксперименты в области гибкого тарифного регулирования, и в этот их жертвой стали именно перевозки нефтеналива.

Решением правления ОАО «РЖД» (протокол № 21 от 07.07.2016 г.) ввело повышающий коэффициент 1,134 на перевозки нефти и нефтепродуктов, с определенными исключениями. Обращает на себя внимание пункт, на основании которого ОАО «РЖД» принимает данное решение. Это пункт 15.3 Приказа ФСТ России от 18 декабря 2012 г. № 398-т/3 «Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)», а не 15.4 этих Правил, в соответствии с которым тарифы на экспортные перевозки повышались ранее (в августе 2014 года вступало в силу решение в отношение перевозок нефтеналива, и срок его действия истекает, как раз, в августе 2016 года).

По нашей оценке, это может создать прецедент, в рамках которого в декабре 2016 года будет принято новое решение, по факту продляющее действие повышающего коэффициента в размере 1,134 на экспорт. При этом, завоевания угольщиков и металлургов, имеющих сегодня определенные послабления в части применения так называемой «экспортной надбавки» будут обнулены и им придется заново пройти весь путь. Учитывая позицию нового руководства ОАО «РЖД», озвученную и поддержанную на одном из совещаний у
заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, в соответствии с которой естественная монополия не рассматривает предоставление преференций, наносящих убыток компании, сделать это будет крайне сложно.

Анализ переписки между федеральными органами исполнительной власти и Советом потребителей услуг ОАО «РЖД» показывает, что для Совета потребителей документы с критикой решения правления ОАО «РЖД» по данному вопросу подготовлены внутри самой компании. Из этого можно сделать вывод о том, что команда Совета потребителей по-прежнему получает информацию через Cергея Тугаринова, ранее являвшегося экспертом данного Совета.

Учитывая тон документов, подготовленных Советом потребителей и предполагаемый источник получения исходных данных, можно предположить, что внутри ЦФТО после назначения Сергея Тугаринова первым заместителем генерального директора обострились отношения в связке Бабаев – Тугаринов, которые и до этого было сложными, но с некоторых пор данный конфликт начинает быть публичным.