14/04/2017

Немного о тарифах

В последнее время активизировалась дискуссия о разработке нового тарифного руководства. Данный процесс неизбежен, так как есть план, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем совета директоров ОАО «Российские железные дороги» Аркадием Дворковичем. И он, скорее всего, будет реализован.

В этой связи необходимо, по нашему мнению, остановится на следующих важных моментах.

Первое. Прейскурант № 10-01 это параметрическая модель и правила применения тарифов.

Второе. Гибкое тарифное регулирование это система коэффициентов к Прейскуранту № 10-01, которая не влияет на параметрическую модель и правила применения, а является надстройкой над ними.

Третье. Долгосрочное регулирование. Прогнозный коэффициент индексации тарифов, рассчитанных на основе параметрической модели и правил их применения. Может служить инструментом приоритезации одних тарифов перед другими, в случае нелинейности индексации.

Параметрическая модель.

В нее включаются:

ставка за начально-конечные операции, которая не зависит от расстояния перевозки, и постоянна на всех поясах дальности;

ставка за движенческие операции, которые зависят от расстояния перевозки.

Соотношение между этими ставками меняется в зависимости от расстояния перевозки. Чем больше расстояние перевозки, тем выше доля движенческих операций.

Важным элементом при расчете движенческой операции является коэффициент, корректирующий дальность.

Правила применения тарифов.

Они включают в себя:

коэффициенты за груз;

коэффициенты за класс груза;

коэффициенты, учитывающие географическое направление перевозки.

коэффициенты, учитывающие количество вагонов в отправке и др.

Открывшееся дискуссия показала, что участники зачастую говорят о разных вещах, хотя вроде бы все говорят об одном и том же.

По нашему мнению дискуссию надо структурировать следующим образом и определится с:

Первое. Расходами, которые включаются в тариф.

Второе. Механизмом учета расходов, которые только частично компенсируются через тариф.

Третье. Распределением расходов на начально-конечные и движенческие операции. 

Четвертое. Распределением расходов по тарифным составляющим, с обязательным выделением локомотивной составляющей.

Пятое. Распределением расходов на зависящие и независящие от объемов перевозок.

Шестое. Параметрической моделью формирования коэффициента, учитывающего дальность перевозки.

Седьмое. Количеством классов грузов и критериями отнесения грузов к этим классам.

Восьмое. Максимальными и минимальными границами внутри классов, для коэффициентов, учитывающих особенности конкретного груза.

Девятое. Критериями технологичности перевозок (маршрутизация, инновационные вагоны) и механизмами их учета при формировании тарифов.

Десятое. Дополнительными коэффициентами, правила применения которых будет отражено в Правилах применения тарифов.

После этого целесообразно перейти к анализу и учету факторов влияющих на конечную стоимость продукции, а также их волатильность.

И, в конце рассмотреть механизм долгосрочного регулирования тарифов.

Конечно, это только большие участки, в рамках которых предстоит сложная и кропотливая работа.

По нашему мнению, учитывая ограниченность во времени, и большое количество участников дискуссии, пора от разговоров переходить к практическим действиям.