20/04/2017

Нулевой класс

Дискуссии о новом Прейскуранте № 10-01 сегодня находятся в самом разгаре. Скорее всего 2017 год можно объявить годом грузовых тарифов. В этой связи, хотелось бы вынести на обсуждение один из инструментов выравнивания так называемого «тарифного коромысла».

Тарифное коромысло — это механизм балансировки доходных поступлений от первого и третьего классов.

Текущая ситуация показывает, что увеличение объемов перевозок грузов первого тарифного класса с одновременным увеличением их дальности, усугубленное сокращением объемов перевозок третьего класса, выводит тарифное коромысло из состояния равновесия.

В целях исключения подобных ситуаций, по нашей оценке, необходимо принять следующие решения.

Первое. Определение границ тарифных классов в следующих коридорах уровня транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Первый класс — свыше 20%.

Второй класс — от 10 до 20% включительно.

Третий — до 10% включительно.

Второе. Фиксация размера транспортной составляющей при дифференциации по классам требует механизма автоматического переноса той или иной товарной позиции из класса в класс (либо гибкой настройки за счет коэффициентов за груз) при условии изменения уровня транспортной составляющей.

Третье. Если уровень транспортной составляющей в цене конечной продукции превышает значение 45%, при этом применение механизмов гибкого тарифного регулирования не обеспечивает повышение конкурентноспособности на мировых и/или внутреннем рынках, то вопрос установления специальных тарифных условий, обеспечивающих повышение конкурентноспособности продукции за счет понижения тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется за счет переноса данной номенклатуры грузов в специализированный нулевой класс с определением источников компенсации выпадающих доходов субъекта регулирования на период регулирования. Данное решение принимается Правительством Российской Федерации при утверждении финансового плана и инвестиционной программы субъекта регулирования на период регулирования. При улучшении конъюнктуры и достижения уровня транспортной составляющей коридоров, установленных для базовых классов, перевод номенклатуры из нулевого класса происходит автоматически. В случае, если в период регулирования изменение конъюнктуры рынка не произошло, то на следующий период регулирования необходимо принимать новое решение Правительства Российской Федерации.

Четвертое. Применение индивидуальных коэффициентов к товарным номенклатурам исключает возможность установления коэффициентов, размер которых выходит за минимальные и максимальные границы тарифных классов. При необходимости установления коэффициентов, которые выходят за границы тарифных классов, требуется перевод товарной номенклатуры из одного класса в другой. Оценка границ тарифных классов и применяемых коэффициентов осуществляется на среднесетевом поясе дальности для данной товарной номенклатуры. Такой подход позволит исключить возможности манипулирования данными при использовании уровня транспортной составляющей на различных (отличных друг от друга при сопоставлении) поясах дальности.