Тугарин Змей
21/02/2017

Отличная работа РЖД

20 февраля 2017 года в Общественной Палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему: как отменить экспортную надбавку? В его работе принял участие генеральный директор Института Павел Иванкин. Публикуем его комментарий.

«Сегодня утром 21 февраля я, как обычно, просматривал утренние деловые газеты. Первое, что бросилось в глаза — это заявления первого заместителя генерального директора ЦФТО Сергея Тугаринова о проводимой работе с зерновыми компаниями о предоставлении скидок, а также о росте погрузки. И нет ни одного слова, что это заявление он сделал на слушаниях в Общественной Палате Российской Федерации по вопросу отмены экспортного тарифа. При чем, все корреспонденты знали тему круглого стола, но интересовал их совсем другой вопрос…

Первые слушания на данной площадке прошли два года назад в январе 2015 года, сразу после введения повышающего экспортного тарифа в размере 1,134 к базовому тарифу. Летом 2015 года прошло еще одно слушание. Тема была актуальна и медийные издания ее освещали широко.

РЖД учло опыт этих слушаний, кроме того оно активно использовало методы индивидуальных контактов, чтобы снизить негативное информационное поле.

Теперь спустя два года можно проанализировать ситуацию в которой оказались грузовладельцы.

Количество участников, принявших в работе круглого стола стало заметно меньше. Было много пустых табличек. От РЖД пришел только Сергей Тугаринов, от ФАС России советник Управления Оксана Семенова. Для них этот круглый стол обязанность присутствия, они ничего от его работы не ждут. Кроме того, по словам самого Тугаринова, РЖД в индивидуальном порядке все решило. И оно и дальше готово к диалогу и дальнейшему размежеванию среди грузовладельцев.

РЖД делает все возможное, чтобы грузовладельцы не объединялись. В ЦФТО созданы десятки рабочих групп по интересам для работы с каждой отраслью и каждым грузовладельцем внутри отрасли тет-а-тет.

На площадке Общественной Палаты Российской Федерации остались те, кто еще ничего не получил от РЖД, или те, кто считает, что даже наличие индивидуальных преференций не повод отказываться от борьбы за справедливость. А это, как показывает сегодняшняя утренняя пресса, не инфоповод.

Вчера было много сказано, что РЖД и ФАС отказались от индивидуальных исключительных тарифов. Часть из них они «вынуждены» были погрузить в Прейскурант, часть перевести в Тарифный коридор.

Такую формулировку об отсутствии персонализации исключительных тарифов я слышу с 2002 года. Но, что она значит? НИЧЕГО. Исключительные тарифы, где бы они не находились (в теле Прейскуранта, в решениях  правления ОАО «РЖД» по тарифному коридору) были, есть и будут исключительно персонализированными. И персонализация эта идет либо через станцию отправления/назначения, либо пояс дальности перевозки, либо наименование груза.

И, судя по пустым табличкам на заседании, РЖД использует неперсонализированный инструмент исключительных тарифов для решения своих сугубо персональных проблем. Практически, каждый кто проявляет активность в борьбе с экспортным тарифов в той или иной мере одаривается РЖД тарифными благами.

Анализ решений уже принятых правлением РЖД, упомянутых вчера Тугариновым, и думаю, ожидаемых в ближайшее время позволяет сделать вывод, что монополия на основании материалы подготовленные «мощным Управлением маркетинга и тарифов ЦФТО» (цитата по Тугаринову) выбрало сильных и активных игроков для предложений, от которых они не смогли отказаться, предоставив право вести «боевые действия» с РЖД тем, кто не входит в сферу заинтересованности выстраивания политики клиентоориентированности. «Эти» могут собираться, писать, обращаться, ходить, но нанести серьезный урон позициям РЖД они не в состоянии.

2 года назад вопрос контроля за целевым использованием собранных через повышенный экспортный тариф денежных средств на решение задач, указанных в пункте 15.4 Правил и условий применения тарифного коридора, вызвал жесткое противодействие со стороны представителей РЖД и аморфность со стороны регуляторов. Сегодня ситуация изменилась, в отношении дополнительных 2% индексации для целей капитального ремонта инфраструктуры, в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации, установлен жесткий контроль со стороны ФАС России за использованием денежных средств. При этом, снова ни одного слова о контроле за использованием денежных средств, полученных от экспортного тарифа. А ведь сам пункт 15,4 перекликается по назначению использования выручки с причинами введения 2% индексации.

Общаясь с бизнес-сообществом, я не раз слышал, как возмущались руководители крупных компаний фактом фальсификации данных, представленных РЖД для руководства страны, но никто из этого не сделал инфоповод.

Я вчера прямо спросил у представителя ФАС России, как так получилось, что для каждого конкретного грузовладельца тариф вырос на 9%, при обещанной эффективной ставки индексации на 7,5%. А РЖД позволяет себе отчитываясь перед первыми лицами государства говорить, что тарифная нагрузка на экономику не превысила 4%, так как именно на этот процент выросла доходная ставка РЖД. Как связаны эти величины между собой? Связаны они пунктом 8 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2016 года, где прямо сказано, что ФАС, Минтранс, Минэкономразвития, Мнэнерго, РЖД и Совет потребителей должны проработать до 1 марта 2017 года вопрос перераспределения на 2017 году недополученной тарифной выручки в 2016 году (то есть разницу между 7,5% и 4%). То есть это не РЖД неэффективно работает, это грузовладельцы мало платят.

Почему РЖД не хочет иметь сильного сплоченного оппонента ясно и понятно.

Но почему эти оппоненты так легко позволяют собой манипулировать?……………….»