obj041
10/03/2017

RABские оковы железных дорог

Не успел рынок переварить предложения ОАО «РЖД» своим любимым клиентам о компенсации доходной ставки, как в начале марта рынку был представлен проект изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643″О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественной монополии в сфере железнодорожного транспорта».

Изменения по объему не меньше самого Постановления. И все это захватывающие чтиво.

Проект изменений полностью разрушает систему гибкого тарифного регулирования. Верхний уровень тарифного коридора аннулируется, при том, что нижний уровень опущен до 50%. Кроме того, разбалансируется сама система регулирования. Верхняя граница тарифного коридора закрепляется Постановлением Правительства Российской Федерации, а нижняя граница — решением ФАС России.

Дополнительная целевая надбавка — новейший инструмент, рожденный консенсусом регулятора и монополии, закрепляется в Постановлении. То, что было придумано как исключение, очень быстро стало правилом. Нам обещали один (!) год и исключение из последующей индексации. Теперь есть основание, чтобы не выполнять данное обещание.

Условия организации перевозочного процесса и технологические (не технические(!!)) особенности подвижного состава теперь, в том числе, стали определять принципы дифференциации тарифов.

Кроме того, появляется тарифная составляющая «движение по расписанию и распределение ниток графика».

Государственное регулирование тарифов, в рамках ценового регулирования, осуществляется на долгосрочный период регулирования методом доходности инвестиционного капитала. Таким образом, на уровне Постановления Правительства Российской Федерации закрепляется переход на RAB регулирование без оценки регулирующего воздействия.

В расчете экономически обоснованной необходимой валовой выручки теперь учитываются затраты на приобретение локомотивов.

«В случае, если по итогам прошедшего года выявлены отклонения значения фактически полученной субъектом регулирования необходимой валовой выручки от значения, определенного при установлении тарифов на данный период, вследствие отклонений фактического объема оказываемых услуг от прогнозного объема оказываемых услуг, определенного при установлении тарифов на данный период, орган регулирования вправе произвести корректировку тарифов на очередной год». То есть, грузовладельцы становятся заложниками своих планов отгрузок. Продал — не продал, а везти надо, иначе в следующем году еще дороже будет. Реальное стимулирование принципа take or pay.

Данные изменения исключают из действующей редакции возможность устанавливать тарифы на уровне зависящих расходов, так же значительно сужено понятие «отдельных сегментов рынка».

В случае принятия данного проекта необходимость в разработке и принятии нового Прейскуранта отпадает сама собой.

Такое бескомпромиссное поведение естественной монополии не ново, ново оно для ОАО «Российские железные дороги». Что же, если по рукам никто не бьет, так значит можно. Можно всё.

И кричать «Караул! Грабят!» завтра будет поздно и бесполезно.