27/09/2016

РЖД прогнозирует убытки в сотни миллиардов рублей

Дмитрий Логинов

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) прогнозирует по итогам 2017 года убытки, превышающие 142 млрд. рублей. Такие данные прозвучали 26 сентября на заседании межведомственной рабочей группы под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича.

Данный прогноз – это стрессовый сценарий, учитывающий все возможные риски будущего года, включая геополитические и макроэкономические. Тем не менее, масштабы возможного убытка крупнейшей российской монополии впечатляют.

Впрочем, нахождение в глубоком «минусе» – традиционно для РЖД. И надо понимать, что «минус» этот – весьма относительный. Компания, считающая убытки сотнями миллиардов, никуда не денется: не обанкротится, не разорится, не исчезнет с лица страны. Наоборот, все ее убытки будут компенсированы из бюджетов различных уровней, или, иначе говоря, из карманов налогоплательщика.

Новость здесь заключается только в том, что прежний глава РЖД Владмир Якунин, возглавлявший компанию десять лет вплоть до августа прошлого года, не утруждал себя сокращением расходов и не стеснялся просить все больших средств из бюджета. Так, в 2014-м госкомпания получила из бюджета 27,6 млрд. рублей на поддержание финансовой устойчивости при «нулевой индексации» грузового тарифа, 27 млрд. – на компенсацию выпадающих доходов по пригородным перевозкам, 23 млрд. рублей – на компенсации пассажирской «дочке» РЖД за перевозки в общих и плацкартных вагонах составили.

Менеджерская же команда нынешнего руководителя РЖД Олега Белозерова активно сокращает издержки и стремится сделать компанию более эффективной, стараясь по возможности не урезать зарплаты сотрудникам. В частности, минувшим летом стало известно о сокращении до 424 млрд. рублей инвестиционной программы на текущий год, затрат на развитие Восточного полигона и планах по продаже непрофильных активов на 14 млрд. рублей.

Но всех этих усилий явно недостаточно, чтобы вывести РЖД на траекторию реальной безубыточности. В РЖД ожидают, что в 2017 году продолжаться негативные тенденции в перевозках: низкодоходных грузов (уголь, нерудные материалы) будет больше, пробег порожних вагонов увеличится.

Запланированный убыток в 142,4 млрд. рублей может сформироваться из-за того, что расходы вырастут – в основном из-за закупок, где цены не зависят от РЖД, а доходы не будут индексированы, отметил гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Источник: Новая газета

http://www.newizv.ru/economics/2016-09-27/247305-rzhd-prognoziruet-ubytki-v-sotni-milliardov-rublej.html