Здание ЦФТО ОАО "РЖД"
06/02/2017

Шило в мешке не утаишь…

«Приказом президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова новым генеральным директором ЦФТО назначен Сергей Тугаринов, вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев покинул Компанию».

Такую новость прогнозировали многие участники рынка железнодорожных перевозок, но реальные события развиваются совсем по другому сценарию.

Когда-то давно, до 1996 года, клиентурой (ну а кто мы еще для железнодорожников?!) занимались так называемые грузовики (не самосвалы, а приемосдатчики груза на станциях). Потом Валютно-тарифный комитет, отвечающий за расчеты с экспедиторами, вдруг вырос до полномасштабного Центра фирменного транспортного обслуживания. И вот, с 1996 года ЦФТО все больше и больше отрывал лакомых кусочков у грузовиков и движенцев. Сегодня это полноценная вертикаль наравне с Центральной дирекцией управления движением. А вот знаменитых грузовиков уже нет, они то тут (в ЦФТО), то там (в ЦД).

Концентрация управления в ЦД и ЦФТО привела к серьезному конфликту интересов при обслуживании клиентуры. Особенно это стало заметно при ужимании грузовой базы. Между домом 6 и домом 35 по знаменитой неширокой Каланчевке расстояние не больше километра, а между двумя дирекциями расстояние как между берегами широкой Волги — ни мост перекинуть, ни переплыть. Например, ЦД разрабатывает нитки графика, а ЦФТО их продает. ЦФТО планирует перевозки, а ЦД их «логконтролирует». ЦФТО берет вагонные парки в управление, а ЦД ими управляет как хочет. И таких примеров сегодня каждый из Вас знает и видит достаточно.

Поэтому сегодня прочтя новость о том, что генеральным директором ЦФТО назначен кадровый движенец Алексей Шило, появилась маленькая надежда, что между этими дирекциями начнутся мирные переговоры. Грузовладелец наконец станет Клиентом, а не клиентурой… а там глядишь и «Клиент — Король» снова станет не забытым лозунгом, а реальностью. Хочется верить….

В любом случае, свежая кровь на Каланчевке, дом 6 разворошит это застоявшееся болото: ГУ-12, ЭТРАН, тарифы, скидки, «маркетинг», дебиторка, ЕЛС, и многое другое…

Теперь глобально.

Разделение должностей вице-президента и генерального директора противоречит выстроенной новым президентом ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым конструкции управления, при которой руководители функциональных дирекций являлись вице-президентами. Такой подход, по словам Белозёрова, оптимизировал структуру управления и штатную численность руководящего состава. Конечно, Хозяин — Барин, но в данном случае такое решение говорит о возможном пересмотре принятой в 2015 году конструкции.

Кроме того, для Салмана Бабаева такое решение в сегодняшних условиях, скорее ослабление позиций, нежели повышение в статусе. Потеря оперативного управления над центральной дирекцией приведет к снижению его персонального влияния на принятие оперативных важных решений в части организации перевозочного процесса и взаимодействия с клиентами.

Позиции первого вице-президента Анатолия Краснощека при этом значительно усиливаются. Именно Краснощек пролоббировал в 2015 году создание специального Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» и назначение на должность начальника этого Департамента Алексея Шило.

При этом надо отметить, что и позиции уходящего второй месяц из ОАО «РЖД» Сергея Мальцева в части влияния на процесс организации перевозок усиливаются, так как его отношения с Анатолием Краснощеком значительно лучше, чем с Салманом Бабаевым.

Самому же Салману Бабаеву не привыкать к железнодорожным кадровым горкам. В 2005 году он уже уходил из ЦФТО для руководства важнейшим событием отрасли — созданием ОАО «ПГК». Может, «олигарх от железки» нас снова удивит?...