Фото: Кирилл Кухмарь / Коммерсантъ
04/10/2016

Тарифы РЖД не растут над инфляцией

Решения по повышению тарифов ОАО РЖД на 2017 год выше инфляции пока не приняты и отправлены на доработку, следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. ОАО РЖД, стремясь изыскать порядка 80 млрд руб. в 2017 году для финансовой сбалансированности, предлагало ввести точечные изменения в тарифный прейскурант почти на 40 млрд руб. а также либо продлить действие экспортной надбавки к тарифу, либо его дополнительно проиндексировать. Но, по мнению экспертов, индексации сверх утвержденных на 2017 год 4,5% избежать вряд ли удастся.

На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 26 сентября предложения ОАО РЖД по точечным изменениям в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ монополии) приняты не были, следует из протокола, их предложено «дополнительно проработать». Как сообщили «Ъ» источники, знакомые с ходом совещания, пока не прошли поправки, связанные с дополнительной индексацией тарифа. Также в протоколе не получили отражения предложения ОАО РЖД по дифференцированной индексации тарифов по типам грузов. «Предложения очень сырые»,— говорит собеседник «Ъ» в федеральных органах власти, добавляя, что ОАО РЖД следует решать проблемы точечно по тем видам грузов и на тех направлениях, где они возникают. В ОАО РЖД «Ъ» комментариев не дали, в ФАС, где вчера также прошло совещание по тарифам, не ответили на запрос «Ъ».

Как писал «Ъ» на прошлой неделе, ОАО РЖД предложило увеличить на 2017 год индексацию тарифов до 6,8% вместо предельного уровня в 4,5%. Эти 6,8% собирались получить либо через общую индексацию, либо выборочно проиндексировав тариф на некоторые виды грузов. Больше всего должен был вырасти тариф для грузов первого класса (самых дешевых), кроме угля и руды, а также минудобрений (второй класс) — на 8,2%. Альтернативное предложение ОАО РЖД — индексировать тариф для первого и второго класса — на 4,2%, для третьего — на 2,2%. Также ОАО РЖД предлагало повысить тарифы на порожний пробег вагонов на 2,75%, на перевозку контейнеров — на 4,2% и привести нефтяные грузы к базовому второму классу. Совокупный эффект от этих мер монополия оценивает в 39,5 млрд руб.

По данным ОАО РЖД, финансовую сбалансированность можно обеспечить либо за счет этих мер с одновременной отменой на два года экспортной надбавки к тарифу (эффект — 40 млрд руб.), либо за счет дополнительной индексации тарифа.

В НП «Русская сталь» (объединяет металлургов) «Ъ» сообщили, что в соответствии с перечнем поручений президента от 21 июня 2013 года общее увеличение железнодорожного тарифа на 2017 год не должно превышать уровня инфляции за 2016 год. «Считаем безосновательным рассмотрение отклонения тарифа от указанных поручений в большую сторону»,— говорят в НП. Но один из собеседников «Ъ» говорит, что по результатам совещаний у Аркадия Дворковича и заместителя главы Минэкономики Николая Подгузова «осталось не до конца понятно, какое решение по тарифам будет принято в итоге». Он отмечает, что предложения ОАО РЖД, представленные у вице-премьера, и те, что были разосланы ранее, существенно различались. По расчетам источника «Ъ», для угольщиков со всеми надбавками тариф повысится на 11-12%. Собеседник «Ъ» в одном из химических холдингов отметил, что доля железнодорожного тарифа в цене удобрений, в частности аммиака, выросла в два-три раза с 2015 года и есть риск дальнейшего увеличения нагрузки. «Экспортная надбавка в 13,4% — это острая проблема для всех экспортеров, но для химиков особенно с учетом кризиса спроса и цен»,— говорит он. Но у отрасли есть шанс избежать дополнительного роста тарифов, считает источник «Ъ», так как протокол предусматривает поручение ведомствам дать предложения по функционированию химических производств с учетом мировой конъюнктуры.

По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, решение об индексации выше 4,5%, скорее всего, будет принято, будет найден и вариант продления действия экспортной надбавки. Текущая система не позволяет сбалансировать бюджет ОАО РЖД, говорит он, и если нет дотаций из бюджета, то надо повышать тариф.

Наталья Скорлыгина, Ольга Мордюшенко, Анатолий Джумайло

Источник: Газета «Коммерсантъ» №183 от 04.10.2016, стр. 7

http://www.kommersant.ru/doc/3106581