Фото: Александр Щербак / Коммерсантъ
13/10/2016

Тарифы ускоренной подготовки

Новый тарифный прейскурант 10-01 для ОАО РЖД будет создан ускоренными темпами — до 2019 года, следует из плана его подготовки. Уложиться в сроки будет тяжело, считают участники рынка, но возможно. Для разработки прейскуранта ОАО РЖД наймет независимого консультанта, также будет создана межведомственная рабочая группа, в рамках которой придется искать компромисс между позициями ФАС и Минэкономики.

Вице-премьер Аркадий Дворкович утвердил план-график по изменению прейскуранта 10-01, основного тарифного документа ОАО РЖД (копия есть у «Ъ»). Изначально он был предложен Минэкономики (отвечает за разработку прейскуранта) и затем перерабатывался. Основным изменением были сроки — сначала предлагалось ввести прейскурант до 1 января 2020 года, потом — до 31 декабря 2020 года.

Теперь сроки перенесены на 1 января 2019 года, это, по оценкам участников рынка, предельно сжатый, но более или менее реалистичный срок. Советник президента ОАО РЖД Тамара Стебунова летом говорила, что только анализ доходов от применения прейскуранта — «вопрос года-двух». В ОАО РЖД считают 1 января 2019 года реалистичным сроком. ФАС полагала, что документ будет готов раньше: в конце сентября глава службы Игорь Артемьев заявил, что он должен быть принят уже в 2017 году, а в черновом варианте, по договоренности ФАС и ОАО РЖД, прейскурант будет создан до конца этого года. В число участников работы над прейскурантом введен и пока не созданный совет рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте.

До 1 ноября создадут межведомственную рабочую группу по разработке модели экономических взаимоотношений секторов экономики и ОАО РЖД, исполнить это должно Минэкономики. До 26 декабря группа разработает модель. До 1 ноября ОАО РЖД выберет консультанта для руководства работой по определению стоимостной базы тарифов и оценки чувствительности к тарифам реального сектора экономики. Итоговый документ по методологии также будет формировать межведомственная группа, что, по данным источника «Ъ», призвано снять противоречия между ФАС и Минэкономики; последнее будет готовить и распоряжение правительства. Разрабатывать прейскурант на базе методологии и внедрять его будет ФАС. В Минэкономики говорят, что у него сохраняется «первая рука» в реформировании прейскуранта.

По мнению главы Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, прейскурант реально разработать и ввести с 1 января 2019 года. «Самым сложным будет найти консенсус регуляторов, железных дорог и их клиентов, разница интересов может сильно повлиять на сроки»,— считает он. По мнению эксперта, новую концепцию прейскуранта может разработать и независимый консультант, и ФАС, но подготовить новую параметрическую модель может только ВНИИЖТ ОАО РЖД. Таким образом, добавляет он, надо понимать, что итоговый документ будет делать ОАО РЖД, а утверждать — правительство, «все, что между, просто лоббизм и бюрократия».

Принципиальные решения по прейскуранту приняты на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 6 октября, рассказали «Ъ» источники, знакомые с ходом встречи. Протокола совещания пока нет, утверждают в аппарате чиновника. В ФАС отказались от комментариев до выхода протокола. Один из собеседников «Ъ», знакомый с содержанием последних совещаний, говорит, что звучали радикальные предложения ФАС, в том числе о либерализации тарифов ОАО РЖД на экспортных и конкурентных направлениях. Об этих идеях «Ъ» сообщили также два участника рынка и источник в правительстве. Один из них объясняет логику ФАС: в транспортной цепочке экспортных грузов есть инфраструктурная (ОАО РЖД), вагонная (операторы) и портовая (стивидоры) составляющая. Доля стивидоров стала резко расти, и ФАС хочет вернуть в сектор либо регулирование, либо жесткий ценовой мониторинг. Вместо этого ФАС предлагает дать возможность ОАО РЖД заработать на конъюнктуре рынков, варьируя тариф в зависимости от прибыльности грузов и спроса на направления. Регулирование транспортной цепочки, говорит другой собеседник «Ъ», ссылаясь на предложения ФАС, можно решить несколькими способами, в том числе путем слияния ОАО РЖД и ФГУП «Росморпорт». Либерализацию экспортных тарифов некоторые собеседники «Ъ» оценили негативно, один из них напоминает, что в 1990-х годах у ОАО РЖД был отдельный экспортный тариф и это создавало простор для серых схем переадресации вагонов.

Наталья Скорлыгина

Источник: Газета «Коммерсантъ» №190 от 13.10.2016, стр. 7

http://www.kommersant.ru/doc/3114196