26/10/2016

Точки роста поставили под вопрос

ФАС, ранее в основном поддерживавшая ОАО РЖД по большинству вопросов, выступила против точечных коррекций тарифов, предложенных монополией на 2017 год. По оценке ведомства, принятие этих мер приведет к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей в 12%, притом что правительство закладывало для ОАО РЖД потолок роста тарифа в 4%. По мнению экспертов, именно протест грузоотправителей вынудил ФАС отказаться от поддержки предложений ОАО РЖД.

ФАС дала отрицательное заключение на предложения ОАО РЖД по точечным изменениям в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ монополии), следует из направленного в понедельник в правительство письма руководителя службы Игоря Артемьева («Ъ» ознакомился с содержанием). ОАО РЖД, которому на 2017 год Минэкономики обещает рост тарифа в 4%, предлагает компенсировать недостаток поступлений (порядка 80 млрд руб.) за счет различных корректировок. В их числе — повышение тарифов на определенные типы подвижного состава, виды грузов, продление на год действия экспортных надбавок в 13,4% к тарифу (в рамках так называемого тарифного коридора — права монополии поднимать или опускать тариф ФАС), которые истекают в конце января (об этом см. «Ъ» от 20 октября).

В письме господина Артемьева говорится, что предложения ОАО РЖД «в совокупности могут привести к росту тарифной нагрузки на грузоотправителей на 2017 год в размере 12%». ФАС переговорила с пользователями услуг ОАО РЖД, которые высказали отрицательную позицию по тарифному коридору, равно как и Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Минэкономики. Также ФАС отмечает, что сейчас совокупная нагрузка на экспортные перевозки «на уровне исторического максимума», вагонная составляющая (ставка аренды) кратно выросла «в связи с искусственно складывающимся дефицитом» из-за списания вагонов, из-за курсовых разниц выросли цены на стивидорные услуги. В связи с этим ведомство сочло «нецелесообразным компенсировать снижение объемов перевозки маржинальных грузов за счет повышения тарифов». Так, ФАС предлагает создать условия для привлечения грузов на железную дорогу за счет роста скидки в рамках тарифного коридора с 25% до 50% на грузы второго и третьего классов. В ФАС подтвердили существование письма, от остальных комментариев отказались.

В письме Игоря Артемьева упоминается, что совокупный рост тарифной нагрузки на уровне 12% заявлен в проекте финансового плана ОАО РЖД, «в то же время рост доходов от перевозочных видов деятельности ожидается лишь в 7%». В ОАО РЖД не комментируют эту информацию. Источник «Ъ», близкий к монополии, говорит, что в проекте финплана такой цифры нет и, «возможно, это собственные расчеты ФАС».

Ранее старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов говорил, что в 2016 году при возможности индексировать тариф на 9% и «джентльменской договоренности с ФАС», что фактически роста больше 7,5% не будет, «доходная ставка возросла на 3%» и то же самое будет в 2017 году: нагрузка будет меньше уровня индексации. Впрочем, расчеты самого ОАО РЖД довольно часто меняются: так, 12 октября глава монополии Олег Белозеров предлагал ФАС либерализовать тарифы на экспортных и высококонкурентных направлениях, чтобы не проигрывать игрокам, работающим в рыночных сегментах — стивидорам и операторам, и служба поддержала это предложение (см. «Ъ» от 20 октября). Но уже через неделю из ОАО РЖД поступило другое письмо в ФАС, где монополия предупреждала, что дерегулирование по ряду грузов может привести к росту тарифа на 19,6%, и предлагало эту меру дополнительно проработать.

Глава Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что ранее ФАС, «не состоявшаяся как тарифный регулятор, была вынуждена двигаться в фарватере монополии». «Но волна несогласия с ОАО РЖД, поднятая грузовладельцами, не позволила ФАС сделать на него ставку»,— продолжает эксперт. По его оценке, при введении всех точечных изменений и индексаций, нагрузка в целом вырастет на 12%. «Но надо помнить, что монополия очень хорошо играет цифрами,— замечает господин Иванкин.— В 2016 году тариф был проиндексирован на 9%, но ОАО РЖД заявляет, что рост тарифной нагрузки для грузовладельцев — не более 3,5%, так как именно на эти 3,5% выросла выручка монополии», поэтому при росте на 12%, скорее всего, выручка вырастет на 6-7%.

Наталья Скорлыгина

Источник: Газета «Коммерсантъ» №199 от 26.10.2016, стр. 7

http://www.kommersant.ru/doc/3126084