01/12/2016

Улыбнитесь — Вас нагружают!

Завтра, 2 декабря 2016 года, Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подведет итог трехмесячного противостояния естественной монополии против всех. Анализируя проекты документов, которые лягут в основу завтрашних решений, можно сделать неутешительный вывод о том, что монополия этот бой, скорее всего, выиграет. Государство своих не сдает, тем более в годы ограниченного бюджета. Игра по понятиям и формулировками (в чем РЖД/МПС нет равных) продолжает кошмарить пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2017 году составит 4%. Ограничить верхнюю планку «экспортного тарифа» на 2017 — 2019 планируется на уровне 10% (сейчас 13,4%).

На этом хорошие новости заканчиваются. Так как, планируется поддержать предложения монополии о точечных изменениях Тарифного руководства № 1, и (а вот тут уже начинается самое интересное) обеспечить компенсацию недополученной выручки ОАО «РЖД» в 2016 году, введение инвестиционных тарифов и установление целевой надбавки в средневзвешенном среднесетевом размере не более 2% по сегментам.

От прочтения проектных решений прошибает слезу от государственной щедрости в сторону бизнеса.

ОАО «РЖД» второй год подряд не обращается в казну за помощью, и это ведет к тому, что за казну в монополию платит бизнес. В сентябре этого года пришло понимание, что новая команда монополии хочет повысить тариф на 12% (суммарно с текущей индексацией и точечными изменениями). Возникшая волна негодования привела к  большому количеству заседаний и обмену письмами. На какой-то момент даже показалось, что ОАО «РЖД» отказалось от своих планов и бесконечные переносы совещаний на уровне заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича вселяли надежду.

Но… не зря же два года назад курирующий Вице-премьер стал председателем Совета директоров монополии. Как чиновнику, ограниченного бюджетом и, как стратегическому руководителю хозяйствующего субъекта, ему пришлось принять решение, в результате которого, очень хочется верить, будут обеспечены интересы государства. Ведь кто-то от этих решений должен выиграть!

Минтранс России на основании данных монополии докладывает, что железнодорожники не добрали с рынка в 2016 году 91,7 млрд. руб., и что доходная ставка выросла не на 9, и даже не на 7,5, а всего лишь на 3% (объективности ради надо заметить, что новый руководитель в конце 2015 года ставил перед коммерческим блоком амбициозные задачи о росте на 10%). Рост себестоимости составил 1,9%. Кроме того, РЖД везде озвучило цифру оптимизации расходов на 100 млрд. руб. Получается на 100 млрд. руб оптимизации 91,7 млрд.руб. потери доходов. На первый взгляд, отрицательной экономики не прослеживается. Но у монополии своя логика. Такие диспропорции требуют: ежегодную индексацию, точечные изменения, инфраструктурную и инвестиционную надбавки к тарифу и компенсацию недополученных доходов из расчета низкого роста доходной ставки.

Среди пакета точечных изменений — увеличение тарифной нагрузки на угольщиков. Это и сохранение «экспортной надбавки», и повышение тарифов на дальние (основные для экспортного угля) плечи. Грузы третьего класса от такого подхода к «убыточным» тарифам ничего не получили. То есть «тарифная система как доходный инструмент не позволяет монополии получать сбалансированную выручку». И надо строить новую тарифную систему. Однако, угольщики (которые должны будут от новой системы пострадать) готовы ее принять послезавтра, металлурги вроде не против и пораньше, но вот с учетом рудных дивизионов, замерли в нерешительности. А РЖД уже сегодня сладко потирает ручки и считает барыши, при этом не стесняясь организовывать шоковую терапию для угольщиков.

Еще РЖД хочет, подчеркнем, средневзвешенное среднесетевое повышение тарифов на 2% по сегментам для проведения капитального ремонта инфраструктуры на приоритетных направлениях. То есть «экспортная надбавка», введенная в январе 2015 года, направленная на расшивку узких мест не позволила решить этот вопрос. И РЖД решило снять под работы, заложенные в базовый тариф, еще дополнительно денег с рынка, пугая всех снижением безопасности движения поездов. Вообще, сама по себе эта цифра в 2% позволяет сделать вывод, что монополии получилось выбить дополнительную индексацию «не мытьем, так катаньем». Не успели участники рынка убедить регуляторов в необоснованности «премии за скорость» в виде дополнительной индексации на 2%, как тут же появился новый повод, и новое обоснование – «инвестиционная» надбавка на капитальный ремонт. То, против чего выступало население в сфере тарифообразования на услуги ЖКХ, успешно «заталкивается» в железнодорожный тариф на грузовые перевозки.

Кстати, о приоритетных направлениях. Сегодня приоритетным является Восточный полигон. Но его финансирование идет по отдельному бизнес-плану, в том числе финансируемому из федерального бюджета. Подходы к Азово-Черноморскому бассейну и Крымскому транспортному переходу — аналогично. Остается еще Северо-Запад, по которому работы должны финансироваться только за счет средств РЖД.  Получатся, что эти 2 процента пойдут на инвестиционную программу? Или на сети есть приоритетные направления о которых никто, кроме РЖД не знает?

Легкие расчеты показывают, что тариф в следующем 17 году может увеличиться для некоторых сегментов на 10-15%. И это не шутки, завтра вечером это уже может стать реальностью.

А РЖД обеспечивает оптимизацию расходов. Штат центрального аппарата ЦФТО с момента образования до наших дней увеличился в 4,5 раза, и сегодня чуть меньше 350 человек. В ЦД сегодня 380 человек. А в целом центральный аппарат РЖД не умещается в 10 (!!!) зданиях в районе Красных Ворот.