13/04/2017

Вагончик тронется, а что останется?

На этой неделе состоялось интеллектуальное экспертное сражение. Доцент МИИТа против эксперта ИнфраНьюс по вопросу частной локомотивной тяги. Фарид Хусаинов эмоционально, но не изменяя своему стилю, высказался в отношении необходимости радикального продолжения реформы и проведения эксперимента по масштабному допуску на инфраструктуру частных перевозочных компаний.

Фарид гордо заявляет, что реформа не закончилась, и нужно конкуренцию развивать. Алексей Безбородов гордо говорит, что данный постулат не верен.

Собственное поездное формирование, если следовать нормативным документам, экономически выгодное предприятие. Почему мы делаем такой вывод? Просто сегодня такие формирования имеют крупные игроки, которые совершенно не афишируют свое участие в данном процессе. Они не заинтересованы в получении по соседству новых игроков, которые снизят маржинальность проектов, что в свою очередь объясняет отсутствие ярких рекламных компаний по данной услуге. Оставаясь в серой зоне, и ограничивая число участников в этой элитной песочнице, совместно с ОАО «РЖД» они получают отличный закрытый доходный сегмент.

Этот аргумент мы можем смело положить на чашу весов Фарида. Публичность, конкуренция и статус общественного перевозчика приведут, по мнению Фарида, к снижению стоимости услуги и возможности выбора Исполнителя.

Но (и здесь мы положим гирю на чашу весов Алексея), желающих играть в сетевые игры с ОАО «РЖД» будет не много. Для этого нужны серьезные денежные вливания и высокий уровень компетенций. Сегодня на рынке таких игроков нет.

После этого предложения мы слышим голос Фарида:  «будет конкуренция — будут и игроки». Такой подход, по нашему мнению, был актуален при формировании рынка услуг предоставления вагонов, и если бы тогда формировался и рынок услуг локомотивной тяги (а он и формировался, но очень-очень тихо и серо), то негативных ожиданий было бы меньше.

И голоса тех, кто очень хочет выйти на этот рынок в большинстве своем высказывают свои намерения, в то время как те, кто решил войти на этот рынок, уже давно на нем.

И главное — а кто спросит грузовладельца? Не того, который со своим парком или своим оператором, а того, который за вагоном бегает, а чаще провожает взглядом проходящий мимо него порожняк. Готов ли он сегодня побегать еще и за локомотивом?

Работать на красивых и доходных плечах сегодня актуально, но даже вчера ни у кого не было и в мыслях выйти своим локомотивом на сеть.

Конкуренция, экономика, бизнес-интересы, и интересы государства — вот «коктейль» сегодняшнего спора. И прав тут и Фарид, и Алексей, и те кто хотят, и те «кто внутри». И если сегодня не взбалтывать, и не торопить, то скоро мы увидим, какого ингредиента в этом коктейле в избытке, а какого надо добавить.