02/11/2018

ВСМ Москва — …

Владимир Путин публично поставил под сомнение целесообразность реализации проекта высокоскоростного железнодорожного сообщения между Железнодорожным и Гороховцом (первый участок линии Москва — Нижний Новгород).

Начиная с 1991 года первое лицо России всегда стояло на стороне развития ВСМ, однако в последнее время риторика изменилась.

Почему?

В следующем году исполниться 10 лет запуска скоростного поезда «Сапсан» на направлении Москва — Санкт-Петербург. Поезда «Сапсан» закупались в Германии, недавно подписан контракт на поставку еще 11 составов данного класса.

Максимальная скорость для данных поездов была установлена в 250 км/ч, с возможным увеличением до 350 км/ч.

Весь полигон Москва — Санкт-Петербург — Москва сегодня составляет 1300 км. (650+650 км). И вот на этом полигоне скорость в 250 км/ч достигается только на участке в 10 (!!!) км. На всех остальных участках максимальная скорость 230 км/ч.

Получается, что купленный импортный поезд за несколько десятков миллионов евро, невозможно использовать на максимальную мощность. В «Книгу рекордов Гинесса» наш «Сапсан» попал как самый длинный, но не самый скоростной.

За 10 лет на инфраструктуре значительных изменений не произошло, и длинна самого скоростного участка не увеличилась. Вся оптимизация времени в пути производилась за счет технологических решений. Новых современных технических решений, которые позволили бы существенно увеличить скорость, нет.

Холдинг РЖД не может сегодня предложить технических и технологических решений для реализации ВСМ. Поэтому вызывает сомнения расчет стоимости проекта, когда нет понимания по техническим решениям, по технологиям, по подвижному составу. И европейские, и азиатские инвесторы готовы инвестировать при условии экспорта своих технологий, а это уже политический вопрос.

Между Москвой и Санкт-Петербургом сегодня курсирует «Сапсан», «Красная Стрела», летает «Аэрофлот», есть платная и бесплатная автомобильные дороги. И все это загружено.

Между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом через Москву курсирует «Сапсан», между Москвой и Нижним Новгородом курсируют «Ласточка» и «Стриж». Что даст сегодня ВСМ? На этом участке, ожидаемо, пассажиропоток увеличиться незначительно.

Самый большой эффект ВСМ даст только на участке Москва — Казань.

Можно еще раз пересчитать потенциальный пассажиропоток, определить потенциальную доходность, но без понимания технологии все это пустая трата времени творческих коллективов и ненужное спонсирование международных (своим то мы не верим) консультантов.