Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
31/10/2016

Железнодорожный совет рассадят по объемам

Формирование нового ключевого регулятора железнодорожного рынка входит в завершающую фазу. Подготовлена концепция структуры и полномочий отраслевого совета рынка и его руководящих органов. В составе предполагается три палаты, представители которых вместе с профильными чиновниками займут места в наблюдательном совете. Грузоотправителей в совет предлагается выдвигать по отраслям в зависимости от их доли в грузообороте, а железнодорожных операторов — в зависимости от объема парка.

Сегодня вице-премьер Аркадий Дворкович должен провести заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам развития железнодорожного транспорта, говорится в анонсе, который есть у «Ъ». Группа планировала собраться еще 27 октября, но заседание отложили, и, по данным источников «Ъ», оно может быть опять перенесено на 9 ноября.

Помимо точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД) и корректировки механизма применения тарифного коридора группа должна обсудить вопросы создания совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Создание этого органа в начале года инициировала ФАС, в мае господин Дворкович поддержал идею. В материалах к заседанию (есть у «Ъ») представлена детальная концепция совета.

Его устав очень близок к уставу совета рынка в энергетике, с которого копируется структура (проект устава есть у «Ъ»), за исключением элементов, касающихся оптового рынка. ФАС, ОАО РЖД и часть грузоотправителей исходно отстаивали создание вместе с советом оптового рынка услуг по предоставлению вагонов. После жесткого сопротивления операторов и части ведомств этот пункт был исключен, но совет все равно наделяется широкими консультативными и законотворческими полномочиями. В частности планируется подготовка распоряжения правительства о том, что решения совета подлежат обязательному рассмотрению госорганами в определенный срок.

Членов совета предлагается разделить на действительных (с правом голоса) и ассоциированных (с правом совещательного голоса). К первым причислят прямых участников рынка — перевозчиков, грузоотправителей, операторов и так далее — и их отраслевые сообщества, ко вторым — представителей смежных отраслей (от вагоноремонтников до портовиков и автоперевозчиков). Палат, как предложено Минтрансом (см. «Ъ» от 16 сентября), предполагается три — потребителей услуг (грузоотправители и грузополучатели), производителей услуг (владельцы инфраструктуры и перевозчики) и операторов, куда также войдут экспедиторы, стивидоры и сервисы.

Руководить новым органом будет его общее собрание, а в промежутках — наблюдательный совет, куда войдут по шесть членов каждой палаты плюс шесть представителей государства. Набсовет будет принимать решения простым большинством при наличии кворума (половина состава и не менее половины представителей каждой из палат), при этом представителей государства, как и в совете рынка в электроэнергетике, предлагается наделить широким правом вето.

Квоты внутри палат на представительство в набсовете будут четко распределены между комитетами, сформированными по определенному признаку. Так, грузоотправители и грузополучатели будут объединены по принципу доли груза в объеме перевозок: угольщики, нефтяники и металлурги получат по одному месту, еще по одному уйдет энергетикам и участникам рынка стройматериалов, одно выделено всем остальным. Операторы будут организованы по размеру парка — два места уйдут тем, у кого более 100 тыс. вагонов, два — обладателям 10-100 тыс. выгонов, одно — мелким операторам и одно — экспедиторам, стивидорам и всем прочим. Из органов власти в набсовете будут представлены правительственная комиссия по транспорту, Минтранс, Минэкономики и ФАС, остальные «подлежат обсуждению». В перспективе возможно добавление новых палат, в том числе палаты пассажиров, портов, машиностроителей и так далее. О желании войти в состав совета уже заявило, например, Объединение вагоностроителей.

По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, цели и задачи органа для управления целой отраслью должны обсуждаться на более широком уровне, чем сейчас. «Концептуально идею совета обсуждает ограниченный круг людей, который создавал Совет потребителей услуг ОАО РЖД»,— отмечает господин Иванкин. Но, поясняет он, рынку нужен один работающий орган, который будет способен принимать решения.

Наталья Скорлыгина

Источник: Газета «Коммерсантъ» №202 от 31.10.2016, стр. 7

http://www.kommersant.ru/doc/3131038