Фото: Надалинский Евгений / Коммерсантъ
16/09/2016

Железным дорогам начертили трехпалатную планировку

Как выяснил «Ъ», Минтранс определился с желательной структурой Совета рынка железнодорожного транспорта — нового отраслевого регулятора. Предложено разделить совет на три палаты — потребителей, производителей и операторов. При этом участники рынка вслед за правительством не хотят создавать в рамках Совета рынка торговую площадку по предоставлению вагонов. Эксперты расходятся в том, насколько эффективна такая структура: одни полагают, что совет будет иметь смысл и без торговой площадки, другие полагают, что модель недостаточно отражает интересы различных участников рынка.

Минтранс, в июле назначенный ответственным по созданию Совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте, определился с его базовой структурой. 28 июля и 18 августа прошли два совещания у замминистра Алексея Цыденова, и, согласно протоколу второго (есть у «Ъ»), Совет рынка предложено сформировать из трех палат. В палату потребителей войдут отправители и получатели основных грузов, в палату производителей — владельцы инфраструктуры общего пользования (ОАО РЖД, Ямальская железнодорожная компания, «Железные дороги Якутии», «Крымская железная дорога»), ремонтные предприятия и перевозчики. Третья — палата операторов, а также сервисных и экспедиторских предприятий.

Создание Совета рынка — органа, который должен регулировать коммерческую инфраструктуру по предоставлению вагонов,— началось в январе, когда глава ФАС Игорь Артемьев добился поддержки от Владимира Путина. Но вице-премьер Аркадий Дворкович в мае исключил из функций совета организацию торгов по предоставлению вагонов (см. «Ъ» от 27 июня), а в июле назначил главным по процессу Минтранс, хотя ФАС и ОАО РЖД уже занимались этим вопросом. В ОАО РЖД сообщили, что по Совету рынка «взаимодействуют в рамках рабочей группы», в ФАС комментариев не дали. Минтрансу поручено до 1 ноября внести предложения по совету в правкомиссию по транспорту.

Совет рынка на железнодорожном транспорте сделан по модели одноименного органа в энергетике, в структуре которого четыре палаты: оптовых продавцов (генерация), покупателей (крупные потребители и энергосбыты), инфраструктуры (сети и торговая площадка) и экспертов. Но структура Совета рынка в энергетике прямо связана с оптовым энергорынком, а на железной дороге с этим решили повременить. На прошлой неделе, когда это рассматривал Совет потребителей услуг ОАО РЖД (протокол есть у «Ъ»), идею о включении в Совет рынка электронной торговой площадки (ЭТП) провалили семью голосами против одного. Также по итогам голосования Совет потребителей поддержал создание Совета рынка как некоммерческой организации с добровольным участием и предложил сохранить самостоятельный Совет потребителей.

Совет рынка имеет смысл и без ЭТП, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: «Сочетание квалифицированного саморегулирования с госрегулированием само по себе огромная ценность». Он поясняет, что Совет рынка может способствовать отсечению явно лоббистских решений, то есть государство от него будет получать инициативы, которые гарантированно не являются выгодными только одной из сторон (ОАО РЖД, грузовладельцы, операторы, вагоностроители). Совет может также фильтровать бессмысленные инициативы снизу и важен для анализа инициатив сверху, обеспечивая, например, «нулевое чтение» законопроектов для Госдумы, считает эксперт. С учетом специфики рынка, где ОАО РЖД заведомо доминирует как по интеллектуальной компетентности, так и по рыночной силе, совет может стать дополнительным инструментом общественного контроля, который позволит практически неизбежной дискриминации участников рынка со стороны ОАО РЖД не выходить за рамки допустимого, говорит господин Бурмистров. Но, по мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, рабочая группа, «включающая в себя в основном чиновников и небольшую группу из Совета потребителей, обсуждает модель Совета рынка, которая не учитывает интересы основных участников перевозочного процесса». По его мнению, чтобы орган был представительным, нужны не три платы, а минимум шесть (он предлагает, в частности, отделить палаты крупных потребителей и крупных операторов от мелких и средних, а также ввести палату экспертов).

Наталья Скорлыгина

Источник: Газета «Коммерсантъ» №171 от 16.09.2016, стр. 11

http://www.kommersant.ru/doc/3089716