29/11/2016

Жить стало легче?

По результатам прошедшего 14 ноября 2016 г. заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам развития транспорта, ОАО «РЖД» в спешном порядке опубликовало свое Распоряжение от 15 ноября 2016 года № 2314р с новой редакцией «Регламента подготовки и принятия решений ОАО «РЖД» об установлении (изменении) уровня тарифов, сборов и платы за грузовые перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в рамках ценовых пределов, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий». Предыдущая версия регламента, принятая Распоряжением ОАО «РЖД» от 20 мая 2013 г. № 1147р, считается утратившей силу.

Изменения Регламента большей частью носят редакционный характер, вместе с тем необходимо остановиться на некоторых нюансах, которые различаются в «старой» и новой версиях Регламента.

Определено взаимодействие ОАО «РЖД» с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО (пункты 13, 14, 17), но данное взаимодействие носит большей частью уведомительный характер. В соответствие с пунктом 13, представитель Совета потребителей может присутствовать в качестве наблюдателя на заседании рабочей группы в случае рассмотрения предложений о повышении тарифов. При этом, материалы в Совет потребителей от Центра фирменного обслуживания поступают не менее, чем за 3 рабочих дня (пункт 14), то есть практически перед заседанием рабочей группы, и намного позже, чем начинает вестись совместная проработка Центром фирменного транспортного обслуживания и Департаментом методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок. В пункте 17 предоставление информации Центром фирменного транспортного обслуживания в Совет потребителей о принятом решении о повышении уровня тарифов носит также уведомительный характер и фактически дублирует ее официальную публикацию на сайте ОАО «РЖД».

Таким образом, Совет потребителей не задействован в реальной проработке решений о повышении тарифов. И это особенно важно в преддверии нового, 2017 года, в котором т.н. «экспортная надбавка» в том или ином виде будет сохранена. Совет потребителей не сможет стать полноправным участником процесса обсуждения формата решения о продлении (повторном применении) экспортной надбавки, оснований ее применения и фактического ее размера для всех потребителей услуг ОАО «РЖД» или же каких-либо отдельных отраслей производства. Он будет уведомлен о заедании рабочей группы в ОАО «РЖД» с рассмотрением данного вопроса за 3 дня до заседания, и в лучшем случае, сможет поучаствовать в нем в качестве наблюдателя.

В этой связи обращают на себя внимание новые формулировки пункта 18 из Приложения 1 к Регламенту, в соответствие с которыми устанавливаются повышенные и пониженные тарифы, если развитие отдельных объектов железнодорожной инфраструктуры осуществляется как за счет средств частных инвесторов, так и за счет средств ОАО «РЖД». В соответствие с ними, областью применения повышенных (пониженных) тарифов становится «Весь маршрут следования, полностью или частично совпадающий с участками, финансирование которых (возврат вложенных в них средств) осуществляется за счет действия повышенных (пониженных) тарифов (установление и изменение уровня тарифов допускается по родам и классам перевозимых грузов)».

Ранее экспортная надбавка вводилась как «повышенный тариф для среднесетевых условий» применительно к участкам, на которых исчерпана пропускная способность. Теперь же у ОАО «РЖД» появляется возможность применять экспортную надбавку под видом «повышенных тарифов для отдельных сегментов рынка». Ведь приведенные выше формулировки пункта 18 Приложения 1 к Регламенту можно фактически распространить на любые случаи перевозок (как в международном, так и во внутрироссийском сообщении), поскольку у монополии появляется возможность повышать тарифы, если в перевозке участвовали отдельные участки, финансирование развития которых осуществлялось за счет ОАО «РЖД».

При этом, в новой версии Регламента (пункт 31) сохранена обязанность монополии предоставлять в ФАС России в ежеквартальном разрезе информацию об изменениях доходов и иных показателей от действия решений, принятых ОАО «РЖД» в рамках тарифного коридора (в старой версии Регламента эта обязанность была закреплена пунктами 24 и 25). В целях получения достоверной картины о действии экспортной надбавки необходимо внести изменения в Регламент, которые обязывали бы предоставлять на регулярной основе аналогичную информацию в Совет потребителей.

В случае повторного применения со стороны ОАО «РЖД» экспортной надбавки, но уже применительно к случаям для отдельных сегментов рынка, у потребителей услуг ОАО «РЖД» остается некоторая надежда на то, что такие предложения ОАО «РЖД» не пройдут «фильтр» ФАС России, так как в соответствие с пунктами 24 и 25 новой версии Регламента, ОАО «РЖД» определяет размер предельного уровня тарифов во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.