Немного о тарифах
В последнее время активизировалась дискуссия о разработке нового тарифного руководства. Данный процесс неизбежен, так как есть план, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, председателем совета директоров ОАО «Российские железные дороги» Аркадием Дворковичем. И он, скорее всего, будет реализован.
В этой связи необходимо, по нашему мнению, остановится на следующих важных моментах.
Первое. Прейскурант № 10-01 это параметрическая модель и правила применения тарифов.
Второе. Гибкое тарифное регулирование это система коэффициентов к Прейскуранту № 10-01, которая не влияет на параметрическую модель и правила применения, а является надстройкой над ними.
Третье. Долгосрочное регулирование. Прогнозный коэффициент индексации тарифов, рассчитанных на основе параметрической модели и правил их применения. Может служить инструментом приоритезации одних тарифов перед другими, в случае нелинейности индексации.
Параметрическая модель.
В нее включаются:
ставка за начально-конечные операции, которая не зависит от расстояния перевозки, и постоянна на всех поясах дальности;
ставка за движенческие операции, которые зависят от расстояния перевозки.
Соотношение между этими ставками меняется в зависимости от расстояния перевозки. Чем больше расстояние перевозки, тем выше доля движенческих операций.
Важным элементом при расчете движенческой операции является коэффициент, корректирующий дальность.
Правила применения тарифов.
Они включают в себя:
коэффициенты за груз;
коэффициенты за класс груза;
коэффициенты, учитывающие географическое направление перевозки.
коэффициенты, учитывающие количество вагонов в отправке и др.
Открывшееся дискуссия показала, что участники зачастую говорят о разных вещах, хотя вроде бы все говорят об одном и том же.
По нашему мнению дискуссию надо структурировать следующим образом и определится с:
Первое. Расходами, которые включаются в тариф.
Второе. Механизмом учета расходов, которые только частично компенсируются через тариф.
Третье. Распределением расходов на начально-конечные и движенческие операции.
Четвертое. Распределением расходов по тарифным составляющим, с обязательным выделением локомотивной составляющей.
Пятое. Распределением расходов на зависящие и независящие от объемов перевозок.
Шестое. Параметрической моделью формирования коэффициента, учитывающего дальность перевозки.
Седьмое. Количеством классов грузов и критериями отнесения грузов к этим классам.
Восьмое. Максимальными и минимальными границами внутри классов, для коэффициентов, учитывающих особенности конкретного груза.
Девятое. Критериями технологичности перевозок (маршрутизация, инновационные вагоны) и механизмами их учета при формировании тарифов.
Десятое. Дополнительными коэффициентами, правила применения которых будет отражено в Правилах применения тарифов.
После этого целесообразно перейти к анализу и учету факторов влияющих на конечную стоимость продукции, а также их волатильность.
И, в конце рассмотреть механизм долгосрочного регулирования тарифов.
Конечно, это только большие участки, в рамках которых предстоит сложная и кропотливая работа.
По нашему мнению, учитывая ограниченность во времени, и большое количество участников дискуссии, пора от разговоров переходить к практическим действиям.